Перейти к основному содержанию

Статья 23.29 КоАП РФ. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор

Новая редакция Ст. 23.29 КоАП РФ

1. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или органами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьей 7.6, частью 1 статьи 7.11, статьями 8.1, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.4, 8.5, 8.5.1, статьями 8.6 и 8.7 (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), статьей 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьей 8.15, частями 1 и 3 статьи 8.17, статьями 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41, 8.41.1, 8.46, 8.47, 8.50, 8.51, частями 1 и 2 статьи 14.43, частями 38 и 39 статьи 19.5 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;

2) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

3) государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

4) главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители;

5) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

6) государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;

8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

3. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.18 и 8.19 настоящего Кодекса, рассматривают должностные лица, указанные в пунктах 1 - 6 части 2 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 23.29 КоАП РФ

В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с послед. изм.) государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ее статус определен Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401) (с изменениями от 21 января, 14 декабря 2006 г.). Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 23.29 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Законодательная основа деятельности в данной области - совокупность всех ранее упомянутых законодательных актов РФ, а также федеральные законы от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" и от 1 мая 1999 г. "Об охране озера Байкал". Особую значимость имеет новый Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", заменивший устаревший Закон 1991 г.

В настоящее время государственным органом, специально уполномоченным в области охраны окружающей природной среды и проведения экологической экспертизы, является Министерство природных ресурсов РФ. На него и его территориальные органы возложено также осуществление экологического контроля.

Особенность данного органа состоит в том, что фактически и юридически он является общегосударственным центром, объединяющим и координирующим деятельность всех специальных природоохранных органов, о которых говорилось в комментариях к соответствующим статьям КоАП РФ (природопользование, управление государственным фондом недр, водного фонда, лесного фонда и т.д.). Это находит подтверждение в том, что названные и иные функции и полномочия осуществляются отраслевыми департаментами данного министерства и от его имени. В этой связи уместен вопрос об эффективности именно такой организации системы экологического контроля, ибо государственный контроль за использованием водных, лесных объектов и т.п. представляет собой конкретный вид экологического контроля.

2. В порядке осуществления экологического контроля рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.7.2, ст.7.11, 8.1 - несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатация предприятий, сооружений и иных объектов; ст.8.2 - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; ст.8.4 - нарушение законодательства об экологической экспертизе; ст.8.5 - сокрытие или искажение экологической информации; ст.8.6, 8.18 - нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации; ст.8.19 - нарушение правил захоронения отходов или других материалов на тех же водных объектах; ст.8.21, 8.22 - выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; ст.8.23 - эксплуатация названных средств с теми же превышениями; ст.8.31 (ч.2 и 3) - загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами; ст.8.33-8.36; ч.3 ст.8.37, ст.8.39 - нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

3. Установлено, что дела об административных правонарушениях по ст.8.18 и 8.19 рассматривают следующие должностные лица: главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы; старшие государственные инспектора РФ, главные государственные инспектора РФ по охране природы в зоне своей деятельности и старшие государственные инспектора РФ такого же профиля, главные государственные инспектора субъектов РФ по охране природы, главные государственные инспектора по охране природы в составе территориальных органов Минприроды России.