Перейти к основному содержанию

Статья 16.19 КоАП РФ. Несоблюдение таможенной процедуры

Новая редакция Ст. 16.19 КоАП РФ

1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарий к Статье 16.19 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является порядок применения таможенных режимов. Таможенный режим определяется как совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей (ст. 18 ТК). С помощью таможенного режима определяется статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от причин их ввоза-вывоза.

Каждый таможенный режим содержит перечень требований, распространяющихся на товары, помещенные под данный режим, которые пользователь таможенного режима должен соблюдать <156>.
--------------------------------
<156> См., например, Приказ ГТК РФ от 5 сентября 1997 г. N 543 "Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории" (с изм. от 25 июня 2002 г.) // БНА. 1997. N 21; Приказ ГТК РФ от 24 июля 2001 г. N 720 "Об утверждении Положения о таможенном режиме таможенного склада" (с изм. от 6 февраля 2003 г.) // БНА. 2001. N 39; 2002. N 7, 32; 2003. N 13 и др.

2. Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия: нарушений требований таможенного режима при проведении операций с товарами; изменение состояния товаров, помещенных под определенный таможенный режим; незавершение таможенного режима в установленные сроки; неисполнение требования таможенного режима при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП.

Другой комментарий к Ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок применения таможенных режимов.

2. Пункт 12 ст.18 ТК РФ определяет таможенный режим как совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.

Таможенный режим устанавливает порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных платежей и нетарифных мер регулирования, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

В целях таможенного регулирования ст.23 ТК РФ установлены 15 таможенных режимов. При этом ст.24 ТК РФ допускает в случае, когда ТК РФ не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, возможность для Правительства РФ и ГТК России в пределах своей компетенции впредь до принятия соответствующих законодательных актов РФ определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные ТК РФ.

Статья 25 ТК РФ устанавливает, что лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными актами законодательства РФ по таможенному делу.

Лица выбирают тот или иной режим исходя из потребностей своей внешнеэкономической деятельности, целей, сроков ввоза (вывоза), иных обстоятельств.

3. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, осуществляются в соответствии с их таможенными режимами (ст.28 ТК). Каждый таможенный режим содержит перечень требований (условий, ограничений), распространяющихся на товары и (или) транспортные средства, помещенные под данный режим, которые пользователь таможенного режима обязан соблюдать.

4. В соответствии с ч.1 ст.107 ТК РФ перемещение транспортных средств через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применимыми к транспортным средствам (о понятии "транспортного средства" см. п.6 комментария к ст.16.1). Анализ таможенного законодательства показывает, что к транспортным средствам применимы таможенные режимы временного ввоза (вывоза) и транзита.

5. Объективную сторону правонарушения образуют приводимые ниже противоправные действия:

нарушение требований (условий, ограничений) таможенного режима при проведении операций с товарами и (или) с транспортными средствами;

изменение состояния товаров и (или) транспортных средств, помещенных под определенный таможенный режим.

ГТК России разъяснил (письмо от 13 июля 2000 г. "О квалификации правонарушения"), что "условиями таможенного режима являются обстоятельства, которые предопределяют возможность помещения под него товаров и транспортных средств, ограничениями - прямые или косвенные запреты на осуществление с товарами и транспортными средствами, помещенными под таможенный режим, определенных действий, а требованиями - действия, с совершением которых связана возможность завершения таможенного режима в соответствии с требованиями таможенного законодательства".

Ряд таможенных режимов содержит ограничения по использованию товаров и (или) транспортных средств, предполагающие сохранение их в неизменном состоянии на весь период нахождения под данным режимом. К таким таможенным режимам относятся, например, транзит, таможенный склад, временный ввоз (вывоз). Допускается только изменение товаров и (или) транспортных средств, связанное с естественным износом либо убылью при нормальных условиях пользования, транспортировки и хранения;

пользование либо распоряжение товарами и (или) транспортными средствами не в соответствии с таможенным режимом, под который такие товары и (или) транспортные средства помещены (ч.1 рассматриваемой статьи);

завершение действия таможенного режима с нарушением установленных сроков (ч.2 рассматриваемой статьи).

Вторая часть данной статьи связана с нарушением требований так называемых срочных таможенных режимов, т.е. режимов, использование которых ограничено определенным промежутком времени. По истечении этого времени пользователь таможенного режима обязан совершить предписанные таможенным законодательством действия по завершению действия режима.

6. Субъектом правонарушения могут быть только юридические лица и их должностные лица.

В соответствии с п.5.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г., при перемещении транспортных средств в упрощенном, льготном порядке физические лица не могут осуществлять ввоз транспортных средств на таможенную территорию РФ и вывоз транспортных средств с этой территории в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения реимпорта, транзита, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки вне таможенной территории, экспорта, реэкспорта.

Как следует из п.7.2 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г., при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке физические лица не могут заявить таможенные режимы выпуска для свободного обращения реимпорта, транзита, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки вне таможенной территории, экспорта, реэкспорта.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной. Вина юридических лиц определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.