Перейти к основному содержанию

Статья 16.20 КоАП РФ. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами

Новая редакция Ст. 16.20 КоАП РФ

1. Пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16.19 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа и (или) передача таких товаров другим лицам, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 16.20 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является порядок пользования и распоряжения условно выпущенными товарами. Условный выпуск - это выпуск товаров и транспортных средств, связанный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений или условий. Согласно п. 4 ст. 151 Таможенного кодекса РФ товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со ст. 151 ТК условный выпуск товаров возможен, если:

льготы по уплате таможенных платежей связаны с ограничением по пользованию и распоряжения товарами;

товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения;

товары выпускаются без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение установленных ограничений.

2. Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия, выражающиеся в нецелевом использовании без разрешения таможенного органа условно выпущенных товаров или арестованных товаров. Субъектом правонарушения является лицо, которое воспользовалось или распорядилось товарами нецелевым образом без разрешения таможенного органа.

3. За совершение правонарушения, предусмотренного данной статьей, установлены следующие административные наказания: административный штраф либо конфискация предметов административного правонарушения.

Другой комментарий к Ст. 16.20 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок пользования и распоряжения условно выпущенными товарами.

2. В соответствии с п.14 ст.18 ТК РФ условный выпуск - это выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий.

3. Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа РФ при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК РФ.

Распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенного органа РФ в установленном порядке (ст.29 ТК).

Контроль за целевым использованием таких товаров осуществляется таможенными органами в соответствии с Инструкцией о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, утвержденной приказом ГТК России от 5 ноября 2001 г.

4. Под таможенными платежами в п.18 ст.18 ТК РФ понимаются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сбор за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами.

Налоговый кодекс РФ в ст.56 определяет, что льготами по налогам и сборам являются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В Законе РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Вопросы предоставления тарифных льгот урегулированы в разд.VI указанного Закона.

В Налоговом кодексе вопросы ввоза товаров на территорию РФ с предоставлением льгот по уплате НДС раскрыты в ст.150, а аналогичные вопросы по акцизам - в ст.183-185.

5. Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия, выражающиеся в нецелевом пользовании либо распоряжении без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам.

При привлечении к ответственности необходимо обращать внимание на то, что выпуск должен быть условным, сопряженным с предоставлением льгот по таможенным платежам и обусловленным целевым использованием товаров и (или) транспортных средств.

6. Субъектом правонарушения является лицо, которому предоставлены льготы по таможенным платежам и которое воспользовалось либо распорядилось товарами и (или) транспортными средствами нецелевым образом без разрешения таможенного органа.

7. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.