Новая редакция Ст. 16.21 КоАП РФ
Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Комментарий к Статье 16.21 КоАП РФ
1. Данная статья направлена на пресечение противоправных действий, способствующих перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с нарушением таможенных правил, а также реализации незаконно ввезенных товаров.
2. Возбуждению дела по комментируемой статье часто предшествует привлечение к ответственности по другим статьям гл. 16 КоАП (ст. 16.1, 16.2), хотя это происходит не всегда. В любом случае обстоятельства совершения с товарами и транспортными средствами незаконных операций подлежат установлению в ходе административного расследования.
Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона рассматриваемого правонарушения включает несколько групп противоправных деяний:
1) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации;
2) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, недекларированных либо недостоверно декларированных;
3) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенное оформление не завершено;
4) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам;
5) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза установлены ограничения распоряжения и пользования;
6) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования.
3. Субъектом правонарушения по данной статье является лицо, совершившее перечисленные в статье противоправные действия.
Другой комментарий к Ст. 16.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения является порядок: перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; пользования товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам; пользования товарами и транспортными средствами, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования.
2. Данная статья направлена, в первую очередь, на пресечение противоправных действий, способствующих перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с нарушением таможенных правил, а также дальнейшей реализации и распространению незаконно ввезенных товаров.
3. Объективную сторону правонарушения образуют перечисленные ниже противоправные действия:
приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и (или) транспортных средств: ввезенных на таможенную территорию РФ помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации; недекларированных или недостоверно декларированных; в отношении которых таможенное оформление не завершено;
приобретение товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых: предоставлены льготы по таможенным платежам; установлены ограничения по распоряжению и пользованию в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима.
4. Возбуждению дела по данной статье в большинстве случаев предшествуют фиксация факта совершения иного противоправного деяния и привлечение к ответственности по другим статьям гл.16 КоАП РФ, в частности ст.16.1, 16.2, 16.19, 16.20. Вместе с тем это происходит не всегда. В частности, предшествующему возбуждению дела и привлечению к ответственности по иным статьям могут препятствовать обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении по нереабилитирующим основаниям (см. ст.24.5 КоАП РФ).
В любом случае обстоятельства незаконного ввоза товаров и (или) транспортных средств, совершения с ними иных незаконных операций подлежат установлению в ходе административного расследования.
5. Субъектом правонарушения является лицо, совершившее перечисленные в диспозиции данной статьи противоправные действия. Это может быть то же лицо (кроме случаев приобретения), которое незаконно ввезло товар (транспортное средство), уклонилось от его декларирования и т.д., или иное лицо.
6. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.
7. При привлечении к ответственности по данной статье за приобретение товаров и (или) транспортных средств, перемещенных через таможенную границу РФ с нарушением таможенных правил, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, высказанную им в определении от 27 ноября 2001 г. "Об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 г. по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации".
В названном документе определяется, что: "товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, предусматривающих возможность конфискации, не могут быть конфискованы у лиц, которые приобрели их в ходе оборота на территории Российской Федерации (при том, что такое имущество не подлежит конфискации или обращению в собственность государства иным образом согласно правовым предписаниям в случае запрета федеральным законом или международным договором Российской Федерации ввоза, вывоза или оборота на территории Российской Федерации либо ограничения совершения в отношении него указанных действий), если эти лица не могли каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенных формальностей, поскольку не были в тот период участниками каких-либо отношений, включая таможенные отношения, по поводу такого имущества, и если, приобретая его, они не знали и не должны были знать о незаконности ввоза".