Перейти к основному содержанию

Статья 16.21 КоАП РФ. Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка

Новая редакция Ст. 16.21 КоАП РФ

Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарий к Статье 16.21 КоАП РФ

1. Данная статья направлена на пресечение противоправных действий, способствующих перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с нарушением таможенных правил, а также реализации незаконно ввезенных товаров.

2. Возбуждению дела по комментируемой статье часто предшествует привлечение к ответственности по другим статьям гл. 16 КоАП (ст. 16.1, 16.2), хотя это происходит не всегда. В любом случае обстоятельства совершения с товарами и транспортными средствами незаконных операций подлежат установлению в ходе административного расследования.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона рассматриваемого правонарушения включает несколько групп противоправных деяний:

1) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации;

2) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, недекларированных либо недостоверно декларированных;

3) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенное оформление не завершено;

4) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам;

5) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза установлены ограничения распоряжения и пользования;

6) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования.

3. Субъектом правонарушения по данной статье является лицо, совершившее перечисленные в статье противоправные действия.

Другой комментарий к Ст. 16.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок: перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; пользования товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам; пользования товарами и транспортными средствами, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования.

2. Данная статья направлена, в первую очередь, на пресечение противоправных действий, способствующих перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с нарушением таможенных правил, а также дальнейшей реализации и распространению незаконно ввезенных товаров.

3. Объективную сторону правонарушения образуют перечисленные ниже противоправные действия:

приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и (или) транспортных средств: ввезенных на таможенную территорию РФ помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации; недекларированных или недостоверно декларированных; в отношении которых таможенное оформление не завершено;

приобретение товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых: предоставлены льготы по таможенным платежам; установлены ограничения по распоряжению и пользованию в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима.

4. Возбуждению дела по данной статье в большинстве случаев предшествуют фиксация факта совершения иного противоправного деяния и привлечение к ответственности по другим статьям гл.16 КоАП РФ, в частности ст.16.1, 16.2, 16.19, 16.20. Вместе с тем это происходит не всегда. В частности, предшествующему возбуждению дела и привлечению к ответственности по иным статьям могут препятствовать обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении по нереабилитирующим основаниям (см. ст.24.5 КоАП РФ).

В любом случае обстоятельства незаконного ввоза товаров и (или) транспортных средств, совершения с ними иных незаконных операций подлежат установлению в ходе административного расследования.

5. Субъектом правонарушения является лицо, совершившее перечисленные в диспозиции данной статьи противоправные действия. Это может быть то же лицо (кроме случаев приобретения), которое незаконно ввезло товар (транспортное средство), уклонилось от его декларирования и т.д., или иное лицо.

6. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

7. При привлечении к ответственности по данной статье за приобретение товаров и (или) транспортных средств, перемещенных через таможенную границу РФ с нарушением таможенных правил, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, высказанную им в определении от 27 ноября 2001 г. "Об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 г. по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации".

В названном документе определяется, что: "товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, предусматривающих возможность конфискации, не могут быть конфискованы у лиц, которые приобрели их в ходе оборота на территории Российской Федерации (при том, что такое имущество не подлежит конфискации или обращению в собственность государства иным образом согласно правовым предписаниям в случае запрета федеральным законом или международным договором Российской Федерации ввоза, вывоза или оборота на территории Российской Федерации либо ограничения совершения в отношении него указанных действий), если эти лица не могли каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенных формальностей, поскольку не были в тот период участниками каких-либо отношений, включая таможенные отношения, по поводу такого имущества, и если, приобретая его, они не знали и не должны были знать о незаконности ввоза".