Перейти к основному содержанию

Статья 8.4 КоАП РФ. Нарушение законодательства об экологической экспертизе

Новая редакция Ст. 8.4 КоАП РФ

1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 8.4 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением экологической экспертизы. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований (ч. 1), либо действия, т.е. осуществление деятельности, не соответствующей документации (ч. 2), либо бездействие, т.е. незаконный отказ в государственной регистрации (ч. 3); субъективная сторона характеризуется виной либо в форме прямого умысла или неосторожности (ч. 1, ч. 2), либо в форме прямого умысла (ч. 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду (природную среду) и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. В РФ осуществляются экологические экспертизы двух видов, а именно государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (ст. 1, ст. 4 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ). Случаи обязательного проведения государственной экологической экспертизы установлены ст. 11, ст. 12 <29>. Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (ст. 14), в Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 <30>, в Регламенте проведения государственной экологической экспертизы, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 280, и Приказе Росприроднадзора "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы территориальными органами Росприроднадзора" от 9 сентября 2004 г. N 88. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы (ч. 1, абз. 2, абз. 4 ч. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ, п. 20 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698).
--------------------------------
<29> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; см. с изм. и доп.

<30> СЗ РФ. 1996. N 40. Ст. 4648; см. с изм. и доп.

3. Функции по организации и проведению в порядке, определяемом Правительством РФ, государственной экологической экспертизы на уровне федеральных органов исполнительной власти, согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 (п. 5.4) <31>, и Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 (п. 5.3.10), входят в состав полномочий Росприроднадзора и Ростехнадзора. Общественная экологическая экспертиза, согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ, организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ. Принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций и движений, информации об объектах экологической экспертизы, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории (абз. 2 ч. 1 ст. 9, ст. 20).
--------------------------------
<31> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347; см. и изм. и доп.

Другой комментарий к Ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на экологическую безопасность в области экологической экспертизы, обязательность осуществления которой направлена на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

2. Порядок проведения экологической экспертизы предусмотрен постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" и Регламентом проведения экологической экспертизы, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 17 июня 1997 г.

3. Комментируемая статья состоит из нескольких составов.

В ч.1 ст.8.4 правонарушение заключается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, которое может быть выражено в форме как действия, так и бездействия, а также может быть совершено и умышленно, и по неосторожности. Кроме того, правонарушение, предусмотренное ч.1 комментируемой статьи, может заключаться также в финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, что может быть выражено только в активном действии, причем, видимо, только умышленно.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает наступление административной ответственности за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Указанное деяние может быть совершено независимо от формы вины (умышленно или по неосторожности) и только путем осуществления активных действий.

В ч.3 настоящей статьи ответственность наступает за незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы, который может быть осуществлен лишь путем совершения действия, независимо от формы вины (умышленно или по неосторожности).

Субъектами ч.1 и 2 комментируемой статьи могут быть граждане, должностные и юридические лица, а субъектами ч.3 - только должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.