Новая редакция Ст. 15.16 КоАП РФ
Утратила силу.
Комментарий к Статье 15.16 КоАП РФ
Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Законодательством предусмотрена ответственность в отношении субъектов - получателей бюджетных кредитов. Статьями 289, 290 и 291 БК РФ установлены меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства за нецелевое использование бюджетных средств, за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также в случае неперечисления либо несвоевременного перечисления процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.
Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (статья 291 БК РФ), влечет за собой наложение административных штрафов на руководителей организаций - получателей средств, а также изъятие в бесспорном порядке процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Статья 291 БК РФ в целом соответствует статье 15.16 КоАП "Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами", которая устанавливает административную ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, а на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Другой комментарий к Ст. 15.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объект правонарушения - экономические и финансовые интересы государства, установленный порядок управления, правила расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, установленные Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными актами.
Непосредственным объектом правонарушения является установленный порядок перечисления платы за пользование бюджетными средствами. В частности, установлено, что бюджетный кредит предоставляется на возмездной основе. Это означает, что лицо, получившее кредит, обязано своевременно и в полном объеме не только возвращать бюджетные средства, предоставленные их получателю, но и своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами. Плата за пользование бюджетными средствами приравнивается к платежам в бюджет.
2. Объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием) и проявляется в неперечислении получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.
3. Правонарушение по юридической конструкции образует формальный состав.
Квалифицирующим признаком является установленный срок платы. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения указанного срока для перечисления.
4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной виной: лицо знает и сознает, что не перечисляет плату (проценты) за пользование бюджетных средств, предоставленных ему на возмездной основе, желает этого или сознательно нарушает порядок пользования предоставленным бюджетным кредитом, или относится безразлично к соблюдению установленных действующим законодательством требований.
Цели и мотив несвоевременного перечисления процентов за пользование бюджетным кредитом не влияют на размер санкции. Однако можно предположить, что целью данного правонарушения является извлечение выгод и преимуществ для себя.
5. Субъектом правонарушения выступают юридические лица независимо от организационно-правовой формы и их должностные лица, а также индивидуальные предприниматели - получатели бюджетных средств на возвратной и возмездной основе.