Перейти к основному содержанию

Статья 15.17 КоАП РФ. Недобросовестная эмиссия ценных бумаг

Новая редакция Ст. 15.17 КоАП РФ

Нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 15.17 КоАП РФ

В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" ценная бумага характеризуется следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка, размещается выпусками, имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг представляет собой совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае если выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации - идентификационный номер.

Эмитентом являются юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Процедура эмиссии включает в себя следующие этапы:

- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями. Регистрирующий орган определяет порядок ведения реестра и ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг. Регистрирующий орган вносит изменения в реестр эмиссионных ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения таких изменений.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

К заявлению о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение 30-дневного срока может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:

- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

- несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

- внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Соответственно любое из перечисленных действий подпадает под действие комментируемой статьи.

Другой комментарий к Ст. 15.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный правовыми актами РФ порядок (процедура) эмиссии ценных бумаг, установленный Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 29 июля 1998 г. "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", постановлением Правительства РФ от 12 октября 1999 г. "Об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Центрального банка Российской Федерации".

Согласно Федеральному закону о рынке ценных бумаг Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг. В настоящее время действуют Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии ценных бумаг, утвержденные постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от 19 октября 2001 г.; Стандарты эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ РФ от 9 января 1997 г.; Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденные постановлением ФКЦБ РФ от 12 февраля 1997 г.; Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ РФ от 17 сентября 1996 г.

Выпуск ценных бумаг осуществляется на основе регистрации в уполномоченных по закону государственных органах, которые осуществляют контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации эмиссии ценных бумаг.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в деянии (действии или бездействии), выраженном в нарушении порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст.142 ГК).

Применительно к комментируемой статье особое значение имеет деление ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные.

Согласно ст.2 Федерального закона о рынке ценных бумаг эмиссионной ценной бумагой является любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

а) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

б) размещается выпусками;

в) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.

Федеральным законом о рынке ценных бумаг к числу эмиссионных ценных бумаг отнесены акция и облигация. Однако перечень эмиссионных ценных бумаг не ограничен акциями и облигациями. Нормативными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг к числу эмиссионных ценных бумаг отнесены опционное свидетельство, инвестиционный пай и жилищный сертификат.

3. Эмиссия ценных бумаг - установленная Федеральным законом о рынке ценных бумаг последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Под процедурой эмиссии ценных бумаг понимается совокупность этапов по размещению эмиссии. Процедура эмиссии и ее этапы установлены ст.19 Федерального закона о рынке ценных бумаг. Согласно последней процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством РФ, включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг; регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг; для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

4. Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной Федеральным законом о рынке ценных бумаг, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

Суммируя нормы действующего законодательства (Федеральный закон о рынке ценных бумаг, Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденное постановлением ФКЦБ РФ от 31 декабря 1997 г.), устанавливающие основания для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг, основания для признания выпуска несостоявшимся или приостановления эмиссии, можно выделить следующие действия (бездействия), являющиеся нарушением порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, которые можно признать недобросовестной эмиссией:

а) нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах. К нарушениям требований законодательства относятся: осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг; нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и (или) проспекте эмиссии; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг; отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения;

б) нарушение порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекшее приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента;

в) непредставление эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска ценных бумаг после истечения срока размещения ценных бумаг;

г) несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона о рынке ценных бумаг;

д) внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

5. Необходимо учитывать, что ст.185 УК РФ установлена уголовная ответственность за внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, а равно утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба.

6. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

7. Субъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются эмитент и его должностные лица.

Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению закрепленных ими прав.