Новая редакция Ст. 16.15 КоАП РФ
Непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Комментарий к Статье 16.15 КоАП РФ
1. Ст. 180 ТК установлено, что одной из форм таможенного контроля является проверка системы учета и отчетности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, заключается в следующих деяниях:
- непредставление в таможенный орган отчетности;
- несвоевременное представление в таможенный орган отчетности;
- представление таможенному органу недостоверной отчетности;
- несоблюдение порядка ведения учета.
Конкретный порядок ведения учета и представления отчетности в каждом из вышеперечисленных случаев устанавливается ФТС России. Например, подробный порядок и форма ведения учета товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, а также периодичность и порядок представления отчетности о таких товарах установлены Положением о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденным Приказом ГТК России от 23 июля 1999 г. N 468; порядок ведения учета и представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, установлен Положением о временном хранении товаров и транспортных средств, утвержденным Приказом ГТК России от 23 марта 2001 г. N 290, а также разъяснен письмом ГТК России от 8 мая 2002 г. N 01-06/18328 "О порядке учета товаров".
2. Необходимость представления таможенному органу отчетности возложена на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере таможенного дела, то есть субъектом правонарушения являются владельцы: складов временного хранения, таможенных и свободных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д. Граждане не являются субъектами ответственности по данной статье.
Другой комментарий к Ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения является порядок таможенного контроля.
2. Статьей 180 ТК РФ установлено, что одной из форм таможенного контроля является проверка системы учета и отчетности.
Необходимость ведения учета и представления таможенному органу отчетности возложена таможенным законодательством, в первую очередь, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере таможенного дела. Такая деятельность контролируется и лицензируется таможенными органами.
В частности, ТК РФ обязывает:
вести учет хранящихся на таможенных складах товаров и представлять таможенным органам отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК России (ст.49);
вести учет поступающих в магазины беспошлинной торговли и реализуемых в них товаров и представлять таможенным органам отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК России (ст.55);
вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых в свободных таможенных зонах и на свободных складах товаров и представлять таможенным органам отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК России (ст.82);
вести учет и представлять таможенному органу отчетность о хранящихся на складах временного хранения товарах и транспортных средствах в порядке, определяемом ГТК России (ст.152).
Необходимость ведения учета и представления отчетности таможенному органу может быть предусмотрена и в подзаконных актах по таможенному делу.
3. Объективная сторона правонарушения заключается в нижеследующих противоправных деяниях:
непредставление в таможенный орган отчетности;
несвоевременное представление в таможенный орган отчетности;
несоблюдение установленного порядка ведения учета;
представление таможенному органу недостоверной отчетности.
4. Субъектом правонарушения являются владельцы: складов временного хранения, таможенных и свободных складов, магазинов беспошлинной торговли; лица, осуществляющие операции с товарами в свободных таможенных зонах; иные лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность ведения учета и представления отчетности таможенному органу.
Поскольку ведение учета и представление отчетности таможенному органу связано с предпринимательской деятельностью в сфере таможенного дела и некоторыми видами внешнеэкономической деятельности, граждане не являются субъектами ответственности по данной статье.
5. Субъективная сторона характеризуется виной, которая определяется для юридических лиц по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.