Перейти к основному содержанию

Статья 11.5 КоАП РФ. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

Новая редакция Ст. 11.5 КоАП РФ

1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3-9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна -

влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, -

влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.

8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Примечания:

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Комментарий к Статье 11.5 КоАП РФ

1. Объектом указанного в статье правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на воздушном транспорте.

Одним из способов обеспечения безопасности полетов является надзор за эксплуатацией воздушных судов.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Воздушного кодекса РФ государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила безопасности эксплуатации воздушных судов.

Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляют функции государственного регулирования и контроля деятельности авиации общего назначения, а именно выдачу свидетельств эксплуатанта авиации общего назначения; продление срока их действия и (или) внесение изменений в свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, без которых их деятельность является незаконной; получение от эксплуатантов авиации общего назначения в установленном порядке информации по организации полетов и техническому обслуживанию воздушного судна; проверку соблюдения эксплуатантами авиации общего назначения установленных в гражданской авиации нормативных требований и условий (ограничений), указанных в приложении к свидетельству эксплуатанта авиации общего назначения.

В соответствии со ст. 35 Воздушного кодекса РФ требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения органами исполнительной власти, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.

Правила допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов устанавливаются ст. 36 Воздушного кодекса РФ, согласно которой гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) и подтверждающих соответствие этих воздушных судов действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды. Порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в том числе на условиях аренды, устанавливается федеральными авиационными правилами.

Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны (о порядке допуска к эксплуатации военных транспортных воздушных судов в интересах народного хозяйства страны и к международным перевозкам см. Постановление СМ СССР от 19 декабря 1990 г. N 1313).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801 государственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов, возложен на Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ.

Согласно п. 1 Положения о Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801, Служба безопасности полетов является центральным органом военного управления Вооруженных Сил РФ и самостоятельным подразделением Минобороны России, осуществляющим государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов.

В п. 5 Положения установлено, что Служба безопасности полетов предназначена для осуществления государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов, регулирования деятельности в области расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами федеральных органов исполнительной власти и организаций, их расследования, классификации и учета. Служба безопасности полетов осуществляет деятельность по согласованию с руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и должностные лица, имеющие право управления воздушным судном.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Одним из способов обеспечения безопасности полетов является надзор за эксплуатацией воздушных судов. Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения являются установленные федеральным органом управления авиационным транспортом правила безопасности эксплуатации воздушных судов.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих вышеуказанные правила.

3. Субъектами правонарушения признаются граждане и должностные лица, имеющие право управления воздушным судном.

4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается виной в форме умысла.