Новая редакция Ст. 18.13 КоАП РФ
1. Осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Комментарий к Статье 18.13 КоАП РФ
К деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, относится посредническая деятельность, включающая оказание гражданам РФ услуг по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами РФ, получении разрешения на работу в иностранном государстве, заключении трудового договора с иностранным работодателем (п. 3 Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 424).
Деятельность, связанную с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, вправе осуществлять только лицензиаты - российские юридические лица в соответствии с лицензионными требованиями и условиями. Лицензирование по указанному виду деятельности отнесено к ведению МВД России (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
К числу лицензионных требований и условий для лицензиата относятся: 1) наличие у лицензиата договора с иностранным работодателем или иностранной посреднической организацией, осуществляющей деятельность по трудоустройству иностранцев, о трудоустройстве граждан РФ за границей; 2) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании помещений и оборудования, используемых для осуществления деятельности по трудоустройству за границей; 3) наличие в штате у лицензиата работников, имеющих профессиональное образование, стаж работы в области трудоустройства за границей или содействия занятости населения в РФ не менее одного года, а также наличие у руководителя лицензиата высшего или среднего специального образования и стажа работы в области трудоустройства за границей не менее двух лет; 4) письменного запроса иностранного работодателя или иностранной посреднической организации в адрес лицензиата, содержащего сведения о численности требуемых российских работников, их специальности, квалификации, условиях и оплате труда, а также о сроке действия запроса и др.
Если лицензиат нарушил лицензионные требования и условия, то это влечет применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности (ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями.
Другой комментарий к Ст. 18.13 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения является порядок трудоустройства граждан РФ за границей.
2. В соответствии со ст.18 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами территории РФ, осуществляется на территории РФ только российскими юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством РФ. Необходимость лицензирования данного вида деятельности подтверждена и в ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г.
3. Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия: осуществление деятельности по трудоустройству граждан РФ за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных такой лицензией.
К нарушениям лицензиатом условий лицензии можно отнести:
осуществление деятельности вне территории, предусмотренной лицензией;
взимание денежных средств с граждан за регистрацию при постановке на учет и предоставление бланков анкет;
взимание любых видов предоплаты за оказание содействия в трудоустройстве до заключения гражданином трудового договора с иностранным работодателем;
получение отчислений от заработной платы трудоустроенных за границей граждан;
продажа адресов иностранных работодателей, посреднических организаций, государственных органов занятости зарубежных стран без предварительной проработки с ними вопроса о возможности трудоустройства российских граждан, разъяснения действующего в стране работодателя порядка трудоустройства иностранных граждан и положений иммиграционного законодательства;
продажа адресов иностранных работодателей, публикуемых в зарубежных средствах массовой информации, не ориентированных на привлечение иностранной рабочей силы;
передача лицензии (копии) в пользование другой организации, а также организации, осуществляющей свою деятельность в рамках агентских соглашений с держателем лицензии;
отказ от ознакомления граждан, изъявивших желание стать клиентами лицензиата, с законодательством о трудоустройстве граждан РФ за границей, условиями лицензирования такой деятельности, адресами и телефонами органа, уполномоченного на лицензирование данной деятельности.
4. Субъектами правонарушения являются российские физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по трудоустройству российских граждан за границей.
5. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1.