Новая редакция Ст. 26.9 КоАП РФ
1. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
2. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.
3. Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Комментарий к Статье 26.9 КоАП РФ
1. Комментируемая статья определяет порядок направления поручений и запросов по делам об административных правонарушениях. Этот порядок распространяется на те федеральные органы исполнительной власти, которые имеют свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
2. Срок исполнения поручения или ответа на запрос по делу установлен в пятнадцать дней и начинает исчисляться со дня получения поручения или запроса.
3. Часть 3 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к законодательству Российской Федерации, регулирующему взаимодействие российских органов и должностных лиц с иностранными органами и международными организациями. Фактически обычно порядок такого взаимодействия определяется двух- и многосторонними международными договорами Российской Федерации. Кроме того, некоторые федеральные органы исполнительной власти принимают подзаконные акты, регулирующие порядок такого взаимодействия. В качестве примера можно привести Инструкцию о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок, утвержденную Приказом Федеральной таможенной службы от 27 июля 2006 г. N 703.
Другой комментарий к Ст. 26.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Собирание доказательств представляет собой довольно сложный процесс и осуществляется путем совершения определенных процессуальных действий. Данной статьей предусмотрено два таких способа собирания доказательств: а) направление запросов; б) поручение совершить отдельные действия.
2. Как вытекает из содержания статьи, поручения и запросы оформляются в свободной форме. Однако как запрос, так и поручение, очевидно, должны содержать основные обстоятельства дела и иные сведения, необходимые для выполнения процессуальных действий. В них также следует указывать, какое именно процессуальное действие должно быть выполнено (опрос, изъятие, взятие проб или образцов, осуществить привод лица, привлекаемого к административной ответственности, для дачи объяснений). В зависимости от сложности дела к запросу или поручению могут быть приложены копии или подлинники протоколов опросов, осмотров и других процессуальных документов, необходимых для их надлежащего выполнения.
3. Направление запросов и поручений о совершении отдельных действий является правом должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Таким правом могут воспользоваться должностные лица как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов РФ, что вытекает из содержания ч.1 комментируемой статьи: должностное лицо вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы.
4. Часть 2 данной статьи устанавливает весьма жесткие сроки для исполнения поручений и запросов по делу об административном правонарушении. Они подлежат исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса. Несоблюдение установленных сроков выполнения поручений и запросов либо формальный подход к их исполнению влечет правовые последствия - нарушение сроков рассмотрения дела об административном правонарушении и, как следствие, постановление о назначении административного наказания подлежит отмене по этому основанию.
5. Следует различать поручения и запросы по делу об административном правонарушении и истребование сведений, предусмотренное ст.26.10.