Новая редакция Ст. 13.16 КоАП РФ
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Комментарий к Статье 13.16 КоАП РФ
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в незаконном воспрепятствовании распространению продукции средства массовой информации. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ. Статья 25 этого же Закона устанавливает, что розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных Законом о СМИ. Распространение периодических печатных изданий регулируется Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759 "Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке".
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.
С субъективной стороны указанное правонарушение может совершаться только умышленно.
Другой комментарий к Ст. 13.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Данное правонарушение посягает на свободу распространения массовой информации.
2. Предусмотренное настоящей статьей правонарушение может быть совершено только путем действия.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
В зависимости от формы представления массовой информации средства массовой информации подразделяются на печатные и электронные.
Под печатными СМИ (синоним - периодическое печатное издание) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
К электронным средствам массовой информации относятся радио-, теле-, видео- или кинохроникальные программы, т.е. "совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год".
Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле- или кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.
Под незаконными ограничениями на розничное распространение указанной продукции понимаются любые ограничения, не предусмотренные Законом о средствах массовой информации (ст.25).
3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные и юридические лица.
4. Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.