Перейти к основному содержанию

Статья 8.33 КоАП РФ. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов

Новая редакция Ст. 8.33 КоАП РФ

Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 8.33 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной среды обитания или путей миграции животных. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ч. 1, ч. 2 ст. 22).

3. Запрещается, согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (абз. 2 ч. 2 ст. 51). На территориях национальных парков в соответствии с Федеральными законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации (п. "е" ч. 2 ст. 15).

4. К числу устанавливаемых ограничений прав на землю, как известно, относятся особые условия охраны окружающей среды, в т.ч. животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных (абз. 2 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ). Земельный участок, предоставленный для строительства, реконструкции или благоустройства, здание, сооружение или их комплекс, согласно письму Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу о включении в состав сведений, подлежащих регистрации прав на недвижимое имущество, градостроительных ограничений и сервитутов от 20 марта 1996 г. N НМ-1082/2 <93>, может обременяться в установленном законодательством порядке условием сохранить естественную среду обитания и пути миграции диких животных (п. 1 (16) Перечня наиболее часто встречающихся в градостроительной деятельности видов ограничений (обременений) и сервитутов, устанавливаемых в отношении объектов недвижимости).
--------------------------------
<93> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2000. N 2.

Другой комментарий к Ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области охраны среды обитания и путей миграции животного мира, т.е. возникающие в процессе деятельности, направленной на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира. При этом под средой обитания животного мира понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

2. Основным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере животного мира, является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. "О животном мире". В соответствии с указанным Законом любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.

Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий.

3. Объективная сторона комментируемого правонарушения заключается в действиях (бездействии), приводящих к нарушениям правил охраны обитания или путей миграции животных.

4. Субъектами правонарушения признаются граждане, должностные лица, юридические лица.

5. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное рассматриваемой статьей, может быть совершено как умышленно, так и неосторожно.