Новая редакция Ст. 8.10 КоАП РФ
1. Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Комментарий к Статье 8.10 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием недр. Состав правонарушения по ч. 1 усеченный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а также другое нерациональное использование недр; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица (ч. 1), должностные лица и юридические лица (ч. 2).
2. Пользователь недр, согласно Закону РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. N 2395-1, обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию (абз. 1, абз. 2, абз. 6, абз. 9 ч. 2 ст. 22). Обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; а также соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относится к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр (абз. 5, абз. 6, абз. 9 ч. 1 ст. 23). Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора (абз. 1, абз. 3, абз. 5 ст. 26).
3. В перечень подзаконных нормативно-правовых актов, которые устанавливают стандарты, нормы и правила по безопасному ведению работ, входят Постановление Правительства РФ "О декларации безопасности промышленного объекта РФ" от 1 июля 1995 г. N 675 <43>, Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 <44>, Инструкция о порядке ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 2 июня 1999 г. N 33 <45>, Положение о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 3 июня 1999 г. N 39 <46>, Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 августа 1999 г. N 64 <47>, Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 мая 2001 г. N 18 <48>, Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 24 ноября 1999 г. N 85 <49>, Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 10 июля 2001 г. N 30 <50>, Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 9 сентября 2002 г. N 57 <51>, Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 13 мая 2003 г. N 30, Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 мая 2003 г. N 45, Правила безопасности в угольных шахтах, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 50, Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 56, Правила безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 58 <52>, Инструкция по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 74 <53>.
--------------------------------
<43> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2692.
<44> СЗ РФ. 1999. N 20. Ст. 2445.
<45> БНА. 1999. N 29.
<46> БНА. 1999. N 30.
<47> БНА. 1999. N 38.
<48> БНА. 2001. N 24.
<49> БНА. 1999. 27 декабря. N 52.
<50> Безопасность труда в промышленности. 2001. 28 октября. N 10.
<51> РГ. N 15. 2003. 25 января.
<52> РГ. N 120/1. 2003. 21 июня.
<53> РГ. N 118. 2003. 19 июня.
4. Производство маркшейдерских работ в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ подлежит лицензированию и будет прекращено со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к указанному виду деятельности (абз. 40 ч. 1 ст. 17, абз. 10 ч. 7 ст. 18). Лицензирование маркшейдерских работ осуществляется Ростехнадзором. Производство маркшейдерских работ, согласно Положению о лицензировании деятельности по производству маркшейдерских работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382, включает пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации; наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ; ведение горной графической документации; учет и обоснование объемов горных разработок; определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами (п. 2).
5. Полезные ископаемые представляют собой минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. Под добычей полезного ископаемого понимается совокупность технологических процессов по извлечению полезного ископаемого из недр. Разубоживание представляет собой изменение (снижение) содержания полезных компонентов в добытом из недр полезном ископаемом по сравнению с содержанием их в запасах в недрах вследствие примешивания к ним пород в технологическом процессе добычи полезного ископаемого. Потери полезного ископаемого при добыче представляют собой часть балансовых запасов полезного ископаемого, не извлеченного из недр при разработке месторождения, добытого и направленного в породные отвалы, оставленного (потерянного) в местах складирования, погрузки и на транспортных путях технологического цикла горного производства, а также потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти. Потери полезного ископаемого при добыче классифицируются на общешахтные (-рудничные, -карьерные и -приисковые), эксплуатационные, технологические, нормативные, фактические и сверхнормативные. Балансовые запасы полезного ископаемого представляют собой запасы, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах. Под забалансовыми запасами полезного ископаемого понимаются запасы, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически нецелесообразно вследствие их малого количества, малой мощности залежей (пласта), низкого содержания ценных компонентов, сложности условий эксплуатации или необходимости применения сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.
Другой комментарий к Ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в процессе использования недр. При этом возникает посягательство на экологическую и экономическую безопасность нашей страны.
2. Настоящим Кодексом предусмотрена комплексность указанных нарушений требований по рациональному использованию недр, в частности, в него включены следующие составы:
выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, которая заключается в нарушении количества выработки полезных ископаемых по сравнению с объемом добычи (выработки), предусмотренным проектом, согласованным в установленном порядке;
разубоживание полезных ископаемых, под которым понимается превышение установленных нормативов потерь при разработке месторождений полезных ископаемых;
иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья;
невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, под которыми понимается ведение пространственно-геометрических измерений (маркшейдерских съемок) в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности, с последующим ее изображением на планах, картах и разрезах (называемых графиками): формы залежей, пространственного их распределения и свойств полезного ископаемого, разведочных и эксплуатационных выработок, всех сооружений, воздвигаемых в недрах и на поверхности;
невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды;
невыполнение требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации.
3. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
4. Субъектами ч.1 ст.8.10 КоАП РФ могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, в то время как субъектами ч.2 указанной статьи могут являться только должностные лица и юридические лица.