Новая редакция Ст. 5.17 КоАП РФ
1. Непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений -
влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
2. Непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Комментарий к Статье 5.17 КоАП РФ
1. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. четко регламентирует порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума (ст. 59).
Кредитная организация - держатель специального избирательного счета, специального счета референдума по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете референдума инициативной группы по проведению референдума. Кредитная организация - держатель специального избирательного счета, специального счета референдума по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, фонду референдума также по требованию кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования - немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума.
Избирательная комиссия до дня голосования на выборах, референдуме периодически направляет в СМИ для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом.
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, референдуме, а итоговый не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов, референдума) о размерах своего избирательного фонда, фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, фонда референдума. Копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления.
Объективная сторона выражается в действии (неполное предоставление сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений) и бездействии (непредоставление сведений).
Субъекты правонарушения перечислены в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.
2. Отчеты ЦИК Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступают председатели избирательной комиссии, комиссии референдума.
Другой комментарий к Ст. 5.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 данной статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с финансированием выборов (референдума), по поводу непредоставления в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах выделенных средств (пожертвований) в избирательный фонд, фонд для участия в референдуме и обо всех произведенных затратах на проведение выборов, референдума, а также неполного предоставления в соответствии с законом таких сведений, либо предоставления недостоверных отчета, сведений, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.
2. Под объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, следует понимать бездействие кандидата, зарегистрированного кандидата, лица, являвшегося кандидатом, зарегистрированным кандидатом, лица, избранного депутатом или на иную выборную должность, либо избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума, кредитной организации, заключающееся в непредоставлении отчета или сведений об источниках и размерах выделенных средств (пожертвований) в избирательный фонд, фонд для участия в референдуме и обо всех произведенных затратах на проведение выборов, референдума в установленный законом срок, либо действие, заключающееся в неполном предоставлении, вопреки закону, таких сведений или в предоставлении недостоверного отчета или сведений.
3. Субъекты правонарушения, установленного ч.1 комментируемой статьи, названы в ее санкции. Это - кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, зарегистрированными кандидатами, лица, избранные депутатами или на иную выборную должность, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума, должностные лица кредитных организаций.
4. Объектом правонарушения, закрепленного в ч.2 данной статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с финансированием выборов, референдума, по поводу непредоставления либо неполного или несвоевременного предоставления сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме или финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков для опубликования в средствах массовой информации, регламентируемые соответствующим федеральным законодательством, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Установлено, что председатели избирательных комиссий, комиссий референдума несут ответственность за предоставление сведений о поступлении и расходовании средств финансовых фондов, фондов для участия в референдуме. Зарегистрированные кандидаты, а также избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов, открывают счета собственных избирательных фондов предвыборной агитации.
Соответствующая избирательная комиссия до дня голосования периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Средства массовой информации обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указанные сведения, передаваемые им избирательными комиссиями для опубликования, в течение трех дней с момента получения.
Кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны предоставить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах.
5. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, является бездействие, выражающееся в непредоставлении для опубликования в средства массовой информации отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме, либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также действие по неполному или несвоевременному (вопреки закону) предоставлению таких отчетов и сведений.
6. Субъектом этого правонарушения являются председатель избирательной комиссии, или председатель комиссии референдума, или лицо, на которое возложено в данный момент исполнение обязанностей председателя комиссии.
7. Противоправные деяния, предусмотренные ч.1 и 2 комментируемой статьи, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.