Новая редакция Ст. 5.3 КоАП РФ
1. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, сетевых изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4, частью 1 статьи 5.17 и статьей 5.64 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Комментарий к Статье 5.3 КоАП РФ
1. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
В пределах своей компетенции комиссии принимают решения и иные акты, обязательные для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в форме бездействия (неисполнения, непредставления) или действия (ненадлежащего исполнения, представления сведений и материалов с нарушением установленного законом срока).
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Другой комментарий к Ст. 5.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации установленных прав избирательной комиссии (комиссии референдума) по поводу исполнения ее решений, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ.
В соответствии с п.13 ст.21 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах действия норм конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия должностного или юридического лица в случае необходимости выполнения им решения избирательной комиссии (комиссии референдума) при условии, что такое решение принято в пределах установленных законом полномочий комиссии, т.е. должностное или юридическое лицо не совершают требуемых от него в соответствии с решениями комиссии действий. Например, должностное или юридическое лицо не выполняет решения избирательной комиссии о прекращении его незаконного участия в предвыборной агитации.
3. Субъектами правонарушения признаются должностные и юридические лица, но не граждане. В связи с этим возникает вопрос о том, как квалифицировать подобное неисполнение решений комиссий гражданами. Статьей 141 УК РФ за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, куда отнесено неисполнение требований комиссий, установлена уголовная ответственность физических лиц, однако признаки преступного деяния, содержащиеся в диспозиции, весьма туманны, что затрудняет ответ на поставленный вопрос и разграничение административных проступков и преступлений.
4. Правонарушение должностным лицом может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Юридические лица признаются виновными в совершении данного правонарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, но они не приняли все зависящие от них меры по соблюдению этих правил и норм (ст.2.1).