Новая редакция Ст. 17.2 КоАП РФ
1. Вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
3. Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Комментарий к Статье 17.2 КоАП РФ
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях или бездействии, направленных на воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. При этом ответственность дифференцируется в зависимости от вида совершенного правонарушения.
Воспрепятствование, в частности, может выражаться в нарушении возможности реализации Уполномоченным своих прав, установленных ст. 23 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с послед. изм.). В соответствии с этой статьей при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
Воспрепятствование может выражаться и в несоблюдении должностными лицами обязанностей, установленных ст. 34 и 35 того же Закона. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться государственные и муниципальные служащие, а также должностные лица.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Другой комментарий к Ст. 17.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" эта должность (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
К Уполномоченному с жалобами могут обращаться граждане РФ и находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный при проведении проверки по жалобе обладает значительными правами.
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных указанным Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством РФ.
2. Объектом правонарушения являются отношения, связанные с реализацией функций Уполномоченного, определенных Федеральным конституционным законом, которые в основном перечислены выше.
3. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, вмешивающиеся в деятельность Уполномоченного с конкретной целью повлиять на его решения, не исполняющие обязанностей, установленных Законом об Уполномоченном, либо препятствующие его деятельности.
По смыслу комментируемой статьи, объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии.
4. Вина выражается в форме умысла или неосторожности.