Новая редакция Ст. 18.7 КоАП РФ
Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Комментарий к Статье 18.7 КоАП РФ
Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Она осуществляется пограничными органами и пограничными войсками ФСБ в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ.
Меры, которые осуществляются по охране Государственной границы, называются пограничными и входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Пограничные органы и пограничные войска ФСБ в пределах приграничной территории вправе: осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях - для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность; подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы.
Наряду с пограничными органами и пограничными войсками ФСБ предусмотрено участие в защите Государственной границы войск ПВО, ВМФ, а также Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России и иных воинских формирований (ст. 31 - 33 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ либо передаются на рассмотрение мировым судьям.
Другой комментарий к Ст. 18.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения является порядок осуществления военнослужащими своих обязанностей по охране Государственной границы РФ.
2. В контексте данной статьи к военнослужащим относятся: солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы и офицеры органов и войск ФПС России, войск ПВО, ВМФ, внутренних войск, иных войск и воинских формирований РФ, осуществляющих охрану Государственной границы РФ.
Указанные военнослужащие имеют право отдавать законные распоряжения или требования, вытекающие из их полномочий по охране государственной границы, выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через государственную границу. Такие полномочия определены в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", Законе РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции", федеральных законах от 4 мая 2000 г. "О пограничной службе Российской Федерации", от 6 февраля 1997 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и др.
В соответствии со ст.39 Закона о Государственной границе военнослужащие, непосредственно участвующие в защите государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленные Законом РФ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих". Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.
Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
3. Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия или бездействие, заключающиеся в неповиновении законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы РФ.
Распоряжения и требования военнослужащего в такой ситуации должны быть законными, т.е. основанными на предписаниях закона, отданными при исполнении обязанностей по охране государственной границы.
4. Субъектами правонарушения являются физические лица, обязанные повиноваться законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ.
5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.