Новая редакция Ст. 17.12 КоАП РФ
1. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
2. Те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, -
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
Комментарий к Статье 17.12 КоАП РФ
1. На основании Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.12.2006) "Об оружии" к государственным военизированным организациям относятся: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральная миграционная служба, Федеральное агентство специального строительства, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная таможенная служба, Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, войска гражданской обороны.
Данный перечень также утвержден в Постановлении Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 (ред. от 30.12.2005) "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" (Российская газета. 28 октября 1997 г.).
Основные положения, касающиеся военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, урегулированы Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О воинской обязанности и военной службе" (Российская газета. 2007. 10 января).
В частности, определено, что для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия по видам Вооруженных Сил Российской Федерации, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
Также военнослужащий вправе не носить военную форму одежды вне расположения воинской части, на отдыхе, в увольнении или отпуске. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих охраняются Патентным законом Российской Федерации.
Форма одежды и знаки различия не являющихся военнослужащими работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений не могут быть аналогичными военной форме одежды и знакам различия военнослужащих.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации изменяют форму одежды и знаки различия своих работников, не являющихся военнослужащими, или вводят новые после их согласования с Министерством обороны Российской Федерации.
Ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ведомственные знаки отличия военнослужащих определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
Указ Президента РФ от 08.05.2005 N 531 (ред. от 28.08.2006) "О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия" (Российская газета. 2005. 12 мая) устанавливает военную форму одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Знаками различия по воинским званиям являются многоцветные или защитного цвета вышитые изображения Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита, вышитые и металлические пятиконечные звезды золотистого или защитного цвета, нашивки золотистого или защитного цвета, а также размещаемые горизонтально на рукавах тужурок галуны и вышитые звезды золотистого цвета (нарукавные знаки различия по воинским званиям офицеров корабельного состава).
В частности, законодательными актами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами предусмотрена необходимость ношения форменной одежды следующими категориями работников:
- работниками железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей - пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 07.07.2003) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Российская газета. 2003. 9 июля);
- работниками ведомственной охраны - исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны. Запрещается использование образцов форменной одежды, применяемых в государственных военизированных организациях, - ст. 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ (ред. от 15.06.2006) "О ведомственной охране" (Российская газета. 2006. 22 июня);
- должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца - пункт 4 статьи 49 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Российская газета. 1999. 6 апреля);
- сотрудниками таможенных органов. Порядок ношения форменной одежды устанавливается Федеральной таможенной службой - статья 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 01.04.2005) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (Российская газета. 2005. 5 апреля);
- сотрудниками милиции - имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации, - статья 17 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 18.12.2006) "О милиции" (Российская газета. 2006. 23 декабря);
- судебными приставами - при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Правительством Российской Федерации, - пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О судебных приставах" (Российская газета. 2004. 31 августа);
- сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы - имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации, - статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О пожарной безопасности" (Российская газета. 2006. 23 декабря).
2. Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 18.07.2006) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Российская газета. 2006. 20 июля) установлено, что данный вид деятельности определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов. Заниматься частной охранной и детективной деятельностью могут только предприятия, имеющие специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел.
В статье 3 вышеуказанного Закона перечислены виды услуг по защите законных прав и интересов физических и юридических лиц, которые частные охранные предприятия могут оказывать на территории РФ. Данный перечень услуг строго ограничен, это:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Кроме того, предприятия, осуществляющие частную охранную деятельность, должны содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Как видим, в данном случае Закон N 2487-1 допускает исключение из общего правила. При совместной работе с правоохранительными органами по обеспечению правопорядка частные охранные предприятия могут оказывать не только возмездные, но и безвозмездные услуги.
В Постановлении Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 "Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности" (СЗ РФ. 26.08.2002. N 34. Ст. 3295) определяется порядок лицензирования негосударственной (частной) сыскной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, для которых сыскная деятельность является основным видом занятости.
Статья 7 Закона N 2487-1 определяет ограничения в сфере деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается:
1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;
2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.
Другой комментарий к Ст. 17.12 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. "Об оружии" к государственным военизированным организациям относит организации Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральный службы охраны РФ, Федеральной службы специального строительства РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Государственного таможенного комитета РФ, прокуратуры РФ, Федеральной службы железнодорожных войск РФ, войск гражданской обороны, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Государственной фельдъегерской службы РФ.
Постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. "Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" повторяет данный в Законе перечень государственных военизированных организаций.
2. В указанных организациях предусмотрено ношение форменной одежды со знаками различия, с государственной символикой.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" определяет, что для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом РФ (см. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. "О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям").
Знаки различия по видам Вооруженных Сил РФ, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются Министром обороны РФ, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом о воинской обязанности и военной службе предусмотрена военная служба.
Форменная одежда предусмотрена также в правоохранительных и контролирующих органах, образцы которой разрабатываются и утверждаются Правительством РФ или федеральными органами государственной власти, имеющими на это право. Кроме того, форменная одежда может быть установлена и для работников ведомственной охраны (см. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. "О ведомственной охране") - работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде. В то же время указанный Закон запрещает использование образцов форменной одежды, применяемых в государственных военизированных организациях.
Сотрудники милиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством РФ.
Федеральный закон от 2 июня 1993 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца.
Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.
Для сотрудников таможенных органов предусматривается ношение форменной одежды. Форма указанной одежды, знаки различия и нормы снабжения вещевым довольствием сотрудников таможенных органов устанавливаются Правительством РФ. Порядок ношения форменной одежды устанавливается Государственным таможенным комитетом РФ. Сотрудникам таможенных органов, уволенным со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии, разрешается ношение форменной одежды.
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ.
Сотрудникам налоговой полиции выдается форменная одежда, образцы которой утверждаются Правительством РФ.
Для работников центрального аппарата Федерального горного и промышленного надзора России и его территориальных органов разрабатываются и утверждаются в установленном порядке образцы и порядок ношения форменной одежды, знаков различия Госгортехнадзором России.
Форма одежды и знаки различия не являющихся военнослужащими работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений не могут быть аналогичными военной форме одежды и знакам различия военнослужащих.
3. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием в определенных государственных структурах формы одежды.
4. Объективная сторона административного правонарушения выражается в конкретном действии, т.е. в незаконном ношении форменной одежды должностных лиц указанных организаций и органов, что позволяет правонарушителю входить в доверие граждан, представителей государственных и коммерческих структур, вводить их в заблуждение, а порой использовать форменную одежду в преступных целях. Так, используя форму работника милиции, преступники совершали грабежи и разбои. Неслучайно законодатель в УК РФ незаконное использование форменной одежды предусмотрел как обстоятельство, отягчающее наказание (п."н" ст.63).
5. Субъектами данного административного правонарушения могут быть физические лица. Часть 2 ст.17.12 предусматривает в качестве субъекта правонарушения лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности.
6. Субъективная сторона административного правонарушения носит явно умышленный характер, так как лицо, совершающее данное правонарушение, сознает незаконность и противоправность своих действий, предвидит их вредные последствия и желает их наступления.