Перейти к основному содержанию

Статья 16.3 КоАП РФ. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из РФ

Новая редакция Ст. 16.3 КоАП РФ

Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарий к Статье 16.3 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения в данной статье является порядок ввоза в РФ или вывоза из нее товаров и транспортных средств, в отношении которых применяются запреты, установленные в соответствии с федеральными законами <150>. Согласно Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях: обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; защиты внутреннего рынка Российской Федерации в соответствии со ст. 18 настоящего Федерального закона.
--------------------------------
<150> См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ (с изм. от 2 февраля 2006 г.) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

2. В соответствии с Таможенным кодексом товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в РФ или вывозу из РФ, подлежат немедленному вывозу за пределы РФ (сюда относятся огнестрельное оружие, наркотические средства и психотропные вещества <151>, ядовитые вещества, драгоценные металлы и камни <152>, средства цветного копирования и др.). В качестве мер по защите экономических интересов РФ могут применяться: специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, экспортный контроль, контроль за качеством товаров, квотирование и лицензирование экспортно-импортных операций.
--------------------------------
<151> См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167.

<152> См.: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм. от 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

3. При привлечении к ответственности по данной статье следует установить, какие запреты и ограничения применялись к конкретному ввозимому или вывозимому товару и в чем заключалось их нарушение.

Другой комментарий к Ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок ввоза в РФ или вывоза из нее товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых применяются меры по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, и другие ограничения и запреты, установленные в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ.

2. В соответствии с Таможенным кодексом:

товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в РФ или вывозу из РФ, подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории РФ либо возврату на территорию РФ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств (ч.2 ст.20);

при установлении ограничений на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами РФ только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РФ и международными договорами РФ (ч.2. ст.21).

3. В качестве мер по защите экономических интересов РФ в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" могут применяться:

специальные защитные меры - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины;

антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств;

компенсационные меры - меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины.

4. Кроме перечисленных мер, в сфере внешней торговли существует достаточно обширный перечень нетарифных ограничений. Ниже отметим наиболее значимые из них.

Запрет на ввоз и вывоз из страны ряда товаров, вводимый из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров, исходя из международных обязательств РФ.

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, обусловленная наличием определенного перечня товаров, в отношении которых государство, исходя из интересов национальной безопасности и своих международных обязательств, обязано полностью контролировать как их производство и внутреннее потребление, так и реализацию на внешних рынках. Перечни товаров, на которые распространяется монополия (наркотические средства и психотропные вещества, необработанные алмазы и т.д.), устанавливаются федеральными законами, а внешнеэкономические операции с такими товарами производятся на основании лицензий Минэкономразвития России, выдаваемых государственным унитарным предприятиям.

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле" и принятыми на его основе иными правовыми актами порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Президентом РФ.

Квотирование и лицензирование экспортно-импортных операций заключается в установлении квот на ввоз или вывоз ряда товаров, в пределах которых экспортно-импортные операции осуществляются на основании выданных лицензий. Перечни лицензируемых товаров определяются Правительством РФ, а лицензии выдаются Минэкономразвития России.

Контроль за качеством ввозимых товаров (меры технического контроля) обеспечивают соответствие импортируемых в страну товаров установленным российским законодательством техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным, экологическим и другим стандартам и требованиям. Документами, подтверждающими такое соответствие, являются: сертификат соответствия, сертификат качества хлебной продукции и др.

Маркировка ввозимой на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, табака и табачных изделий акцизными марками установлена в целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров.

5. Объективную сторону правонарушения образует ввоз или вывоз товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых применяются меры по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами и другие ограничения и запреты, в нарушение порядка применения этих мер, ограничений или запретов (например, ввоз лицензируемых товаров без представления таможенному органу импортных лицензий).

При привлечении к ответственности по данной статье следует устанавливать, какие меры, ограничения и запреты применялись к конкретному ввозимому или вывозимому товару (транспортному средству) и в чем заключалось их нарушение.

6. Субъектом правонарушения являются лица, в обязанности которых входило обеспечение порядка применения мер по защите экономических интересов РФ, других запретов и ограничений. Такие лица определяются в нормативных актах, устанавливающих те или иные меры, запреты и ограничения.

7. Субъективная сторона правонарушения для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

8. Статьей 189 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.