Новая редакция Ст. 11.8 КоАП РФ
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч.
2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч.
3. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч.
Комментарий к Статье 11.8 КоАП РФ
1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.
В соответствии со ст. 22 КТМ РФ технический надзор за морскими судами осуществляют органы технического надзора и классификации судов. Регистрация судов осуществляется путем внесения сведений в Государственный судовой реестр, судовые книги или бербоут-чартерный реестр (ст. 33 КТМ РФ и Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденные Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 31 января 2001 г. N 30).
Кроме того, следует учитывать Правила государственной регистрации судов, утв. Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144. В отношении регистрации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, действуют Правила государственной регистрации указанных судов, утвержденные Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 500.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания (ч. 1 комментируемой статьи); управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления (ч. 2 комментируемой статьи).
3. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.
К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
Безопасная скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов устанавливается Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта РФ применительно к местным условиям и в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 N 129, зарегистрированным в Минюсте России 30 декабря 2002 г. N 4088 (далее - ППВВП).
Правила аттестации судоводителей устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция).
Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления:
самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;
прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.
При аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном (далее - удостоверения).
К сдаче экзаменов на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией.
4. Допуск лиц к управлению морскими судами и судами внутреннего водного транспорта производится в порядке, установленном КТМ РФ, КВВТ РФ, уставами службы на судах морского и речного флота. Порядок допуска к управлению маломерными судами установлен:
Правилами пользования маломерными судами на водных путях Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502;
Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 498.
Указанными Правилами установлен единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах РФ, который распространяется на принадлежащие юридическим и физическим лицам:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река - море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.
Контроль за выполнением требований Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
5. Субъекты данного правонарушения - физические лица - судоводители или управляющие судами на морском и внутреннем водном транспорте (ч. 1 комментируемой статьи) либо маломерными судами (ч. 2 комментируемой статьи).
6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Другой комментарий к Ст. 11.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Правонарушение, состав которого установлен комментируемой статьей, посягает на безопасность плавания и эксплуатации водного транспорта. Непосредственный объект в данном составе - установленный порядок эксплуатации водного транспорта. Данный порядок установлен Кодексом торгового мореплавания РФ и Правилами регистрации судов, эксплуатируемых на внутренних судоходных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 5 марта 1993 г.
2. Объективная сторона правонарушения, закрепленного в ч.1 ст.11.8, выражается в противоправных действиях (бездействии) - неисполнении или уклонении от исполнения установленных правил при управлении судном (в том числе маломерным). Эти нарушения состоят в том, что осуществляется управление судном, не отвечающим одному из предусмотренных условий: не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического осмотра (освидетельствования); не несущим бортовых номеров или обозначений; переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация; с нарушением норм пассажировместимости; нарушением ограничений по району и условиям плавания.
Субъектом данного правонарушения могут быть как физические, так и должностные лица, обязанные обеспечивать исполнение вышеуказанных правил.
Субъективная сторона правонарушения выражается в умысле, судоводитель сознает, что судно, которым он управляет, не отвечает правилам его эксплуатации.
3. Часть 2 комментируемой статьи содержит состав правонарушения, объектом которого является безопасность плавания, и предусматривает ответственность за управление судном лицом, не имеющим для этого предусмотренного права. Право на управление судном подтверждается соответствующим документом: дипломом, свидетельством, удостоверением.
Объективная сторона выражается в двух противоправных действиях - либо в управлении судном лицом, не имеющим права управления этим судном, либо в передаче управления судном лицу, не имеющему права управления.
Субъект правонарушения - лицо, которое для управления судном должно иметь право управления им, либо лицо, передавшее право управления судном в нарушение установленных правил.
С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.