Перейти к основному содержанию

Статья 5.8 КоАП РФ. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и радиовещание, и в периодических печатных изданиях

Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях

Нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в средствах массовой информации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на избирательные объединения, на иных юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Статье 5.8 КоАП РФ

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Агитация по вопросам референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.

Действующее законодательство подробно регламентирует условия и порядок проведения предвыборной агитации (Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (ст. 65 - 67), Федеральные законы от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 50 - 54); от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 52 - 53); от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 58 - 60); от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 12.07.2006) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст. 27 - 29)).

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (или бездействии).

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 5.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением предвыборной агитации, агитации при проведении референдума, регулируемые нормами федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. В указанных актах определяются, в частности, условия проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума через средства массовой информации.

Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

К средствам массовой информации, призванным соблюдать условия предвыборной агитации, агитации при проведении референдума, относятся организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы. Они обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации, а те имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени. Причем указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.

Редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами по проведению референдума.

2. Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии, повлекших нарушение условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях. Нарушением будет, например, непредоставление эфирного времени или предоставление места на полосе периодического печатного издания одному кандидату и отказ в этом другому и т.д.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица (например, редактор печатного издания), а также юридические лица (например, организация, осуществляющая радиовещание).

4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (юридические лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ).