Перейти к основному содержанию

Статья 16.9 КоАП РФ. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них

Новая редакция Ст. 16.9 КоАП РФ

1. Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

2. Недоставка таможенных, коммерческих или транспортных (перевозочных) документов на товары, перевозимые в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 16.9 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является порядок доставки товаров и документов на них в определенное таможенным органом место, а также порядок таможенного контроля за нахождением товаров на временном хранении или под определенными таможенными режимами. Согласно п. 2.1 - 2.4 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304, местами доставки товаров, перевозимых под таможенным контролем, за исключением вывозимых товаров, являются места расположения таможенных органов либо их структурных подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

2. Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные деяния:

- выдача без разрешения таможенного органа товаров и документов на них;

- утрата находящихся под таможенным контролем товаров является выбытием товара из владения лица, ответственного за его сохранность;

- недоставление в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров;

- утрата документов на находящиеся под таможенным контролем товары.

3. Если таможенные орган при назначении основного наказания посчитает необходимым также назначение дополнительного наказания в виде конфискации, дело подлежит передаче на рассмотрение судьи.

Другой комментарий к Ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок доставки товаров, транспортных средств и документов на них в определенное таможенным органом место, а также порядок таможенного контроля за нахождением товаров на временном хранении или под определенными таможенными режимами.

2. Под доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем понимается их перевозка от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также без применения мер экономической политики (нетарифных ограничений).

Доставка применяется в отношении:

ввозимых товаров, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию РФ или место их ввоза с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ;

иностранных ввозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и (или) налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых не уплачены (не взысканы) таможенные платежи, подлежащие уплате при их выпуске в свободное обращение;

продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории РФ;

товаров, перемещаемых между складами;

других товаров в случаях, определяемых таможенным законодательством.

3. По общему правилу, местами доставки товаров, перевозимых под таможенным контролем, за исключением вывозимых товаров, являются места расположения таможенных органов либо их структурных подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пересечения таможенной границы РФ, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения, либо, в случае вывоза товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады, - склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Сведения о местах доставки товаров (адрес и наименование таможенного органа либо его структурного подразделения, пункта пропуска на таможенной границе), а также сведения о местах временного хранения (адрес склада, номер и срок действия лицензии на учреждение склада) могут быть указаны в грузовых документах, следующих с товаром.

В случае отсутствия таких сведений либо указания сведений, не соответствующих имеющимся в таможенном органе, ввозимые в РФ товары должны быть доставлены в места, определяемые таможенными органами отправления в соответствии с реестром мест доставки, формируемым ГТК России, исходя из местонахождения получения.

Местами доставки товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, являются станции назначения; морским и речным транспортом - порты назначения; воздушным транспортом - аэропорты, на территории которых имеются склады.

Местами доставки подакцизных товаров, подлежащих маркировке, являются склады, перечень которых утверждается ГТК России.

4. В соответствии с Таможенным кодексом товары могут находиться под таможенным контролем не только в период их доставки. Такой же статус для них определен на период нахождения на временном хранении и под таможенными режимами: таможенного склада; магазина беспошлинной торговли; переработки под таможенным контролем; уничтожения.

5. Объективную сторону правонарушения образуют перечисленные ниже противоправные деяния:

а) выдача без разрешения таможенного органа находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств предполагает их выдачу третьему лицу по волеизъявлению лица, ответственного за их сохранность;

б) утрата находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств является выбытием товара и (или) транспортного средства из владения лица, ответственного за их сохранность, без прямого его волеизъявления по данному поводу;

в) недоставление в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств;

г) утрата принятых для вручения таможенному органу документов на находящиеся под таможенным контролем товары и (или) транспортные средства.

Для вручения таможенному органу назначения перевозчику могут передаваться: документ контроля за доставкой товара или книжка МДП, транспортные и товаросопроводительные документы. Порядок и место вручения документов устанавливает таможенный орган назначения.

6. Субъект правонарушения различается в зависимости от обстоятельств совершения противоправных деяний.

При недоставке товаров и (или) транспортных средств, их выдаче или утрате в период доставки, а также недоставлении принятых для вручения документов субъектом правонарушения является перевозчик.

В соответствии со ст.144 ТК РФ до помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами несет перевозчик, за исключением специально оговоренных в данном Кодексе случаев.

Сложнее определить субъекта правонарушения, если произошли недоставка, выдача или утрата товаров при их перевозке железнодорожным транспортом.

Сложность определения обусловлена тем, что:

во-первых, в составе железных дорог могут находиться отделения, являющиеся, как и сама железная дорога, юридическими лицами;

во-вторых, в процессе доставки обычно участвуют несколько железных дорог, каждая из которых в период нахождения в ее ведении груза выступает в качестве перевозчика.

Анализ Транспортного устава железных дорог показывает, что именно железная дорога является лицом, ответственным за использование транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в соответствии с заключенным договором. Следовательно, железная дорога является перевозчиком в соответствии с определением, приведенным в п.11 ст.18 ТК РФ. Что же касается отделений дорог, то они, имея статус юридического лица, лишь обеспечивают процесс перевозки грузов по железной дороге, не организуя и не контролируя его, и, как следствие, не отвечают перед третьими лицами (грузоотправитель, грузополучатель, таможенные и другие государственые органы) за вред, причиненный грузу в процессе перевозки.

При перевозке груза несколькими железными дорогами ГТК России предлагает привлекать к ответственности следующие железные дороги:

при ввозе товаров на таможенную территорию - железную дорогу, к которой относится станция назначения, если она не представит информацию о том, что товар не поступал в ее зону деятельности, а был утрачен в зоне деятельности иной железной дороги;

при вывозе товаров за пределы таможенной территории, в том числе и в случае транзита - железную дорогу, к которой относится станция отправления, если она не представит данных, свидетельствующих о том, что согласно перевозочным документам товар был передан для перевозки другой железной дороге.

В случае выдачи без разрешения таможенного органа либо утраты товаров и транспортных средств в период их временного хранения субъектом правонарушения является владелец склада временного хранения, поскольку именно на него в соответствии со ст.152 ТК РФ возложена обязанность исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля со склада товаров и транспортных средств, находящихся на хранении, и обеспечить невозможность доступа третьих лиц к хранимым товарам и транспортным средствам.

При выдаче без разрешения таможенного органа либо утраты товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и помещенных под таможенные режимы, указанные в п.4 комментария к настоящей статье, субъектом правонарушения выступает лицо, ответственное за сохранность товаров, помещенных под определенный таможенный режим.

7. Субъективная сторона правонарушения для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

При привлечении к ответственности юридического лица за недоставление товара и (или) транспортного средства либо их утрату следует досконально устанавливать обстоятельства такой недоставки либо утраты, а также анализировать все предпринятые в такой ситуации лицом действия. Если будет установлено, что лицо не доставило товар и (или) транспортное средство, либо утратило их в ситуации, когда оно не могло их доставить или сохранить, несмотря на принятие всех зависящих от него мер, юридическое лицо будет считаться невиновным в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

8. По ч.1 данной статьи дела рассматриваются таможенным органом при назначении только основного наказания. Если указанный орган посчитает необходимым назначение также дополнительного наказания в виде конфискации, дело подлежит передаче на рассмотрение судьи. По ч.2 статьи дела всегда рассматривает таможенный орган.

9. Если утрата произошла в период доставки в результате аварии или действия непреодолимой силы и непринятия перевозчиком мер по сохранности товара и (или) транспортного средства, подлежит применению ч.1 ст.16.6 КоАП РФ.

10. Если недоставление в таможенный орган назначения, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств произошли при их перемещении транзитом, возникает конкуренция между рассматриваемой статьей и ч.1 ст.16.19 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение требований, условий и ограничений таможенного режима, поскольку в силу ч.1 ст.36 ТК РФ доставка товара в таможенный орган назначения является условием таможенного режима транзита.