Новая редакция Ст. 27.3 КоАП РФ
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;
6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;
7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
8) утратил силу;
9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;
10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);
11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
12) военнослужащие федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.17 настоящего Кодекса;
13) военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 20.17 настоящего Кодекса;
14) должностные лица органов внутренних дел (полиции), пограничных органов, военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.5.1 настоящего Кодекса.
2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Комментарий к Статье 27.3 КоАП РФ
1. Административное задержание - мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены ст. 27.5 КоАП - только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать три часа. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.
Целями административного задержания являются:
- правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении;
- исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
По смыслу ч. 1 комментируемой статьи, перечень органов, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание, является исчерпывающим. Вместе с тем в соответствии с п. "к" ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с послед. изм.) органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов.
Как представляется, ч. 1 ст. 27.3 КоАП должна быть приведена в соответствие с Законом "О федеральной службе безопасности" путем дополнения ее пунктом 11 "а также иные должностные лица в случаях, установленных федеральными законами". Это позволит не только снять имеющуюся коллизию, но и избежать подобных в будущем.
2. Если органы, должностные лица которых правомочны осуществлять административное задержание, указаны в ч. 1 комментируемой статьи, то перечень управомоченных на это должностных лиц определяется самими органами.
В соответствии с Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" административное задержание в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27.3 КоАП осуществляют:
- должностные лица органов внутренних дел, имеющие специальное звание милиции, наименования должностей которых указаны в пунктах 1, 3, а также в подпунктах 2.1, 4.1 - 4.9, 4.11 - 4.16, 5.1 - 5.9, 5.11 - 5.15 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП;
- начальники департаментов, первый заместитель (заместители) начальников департаментов, начальники (заместители начальников) управлений, начальники (заместители начальников) отделов, начальники (заместители начальников) бюро (центров); начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; первый заместитель (заместители) начальников главных управлений МВД России по федеральным округам, первый заместитель (заместители) министров внутренних дел, первый заместитель (заместители) начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; начальники (заместители начальников) управлений (отделов, отделений) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, начальники дежурных частей (дежурных смен дежурных частей) указанных органов и подразделений, участковые уполномоченные милиции, в случае обращения должностных лиц, уполномоченных Кодексом составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении ими любых административных правонарушений;
- начальники управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны при органах внутренних дел, их заместители; старшие: инспекторы охраны (по боевой и служебной подготовке), инспекторы-дежурные; инспекторы охраны (по боевой и служебной подготовке), инспекторы-дежурные, командир отделения, дежурный пункта централизованной охраны, старший группы задержания ПЦО, помощники дежурного ПЦО вневедомственной охраны при органах внутренних дел - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемому вневедомственной охраной при органах внутренних дел объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую вневедомственной охраной при органах внутренних дел зону;
- офицеры органов управления, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России, а также дежурные по органам управления, соединениям, воинским частям, военным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, учреждениям и войсковым нарядам внутренних войск, коменданты, заместители комендантов, дежурные помощники комендантов внутренних войск, а при отсутствии вышеуказанных должностных лиц в местах несения боевой службы - начальники караулов и войсковых нарядов внутренних войск - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым внутренними войсками важным государственным объектам, сооружениям на коммуникациях, специальным грузам, складам, органам военного управления внутренними войсками, проникновением на охраняемые внутренними войсками территории (зоны), на которых постоянно или временно размещаются соединения, воинские части и подразделения, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск, иные объекты, техника и имущество внутренних войск, либо с посягательством на указанные объекты или имущество;
- должностные лица органов внутренних дел, имеющие специальное звание милиции, наименования должностей которых указаны в пунктах 1, 3, а также в подпунктах 2.1, 4.1 - 4.9, 4.11 - 4.16, 5.1 - 5.9, 5.11 - 5.15 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
На должностных лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками милиции, предоставляемые настоящим Перечнем права распространяются при условии выполнения ими в установленном порядке задач, возложенных законом на милицию.
В соответствии с Приказом Минобороны РФ от 31 октября 2005 г. N 453 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации" в Перечень должностных лиц из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на штатных воинских должностях в военных автомобильных инспекциях, уполномоченных применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, включены:
начальник инспекции;
заместитель начальника инспекции;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
начальник отделения;
начальник группы;
помощник начальника инспекции;
старший офицер;
старший инспектор;
офицер;
инспектор;
техник-инспектор;
инспектор-водитель.
Приказом ФПС РФ от 22 июля 2002 г. N 438 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в войсках и органах Пограничной службы Российской Федерации" (с изменениями от 6 декабря 2002 г.) установлено, что осуществлять административное задержание физических лиц, совершивших административные правонарушения, рассмотрение дел по которым в соответствии с пунктом 1 статьи 23.10 КоАП отнесено к ведению Пограничной службы Российской Федерации, вправе:
- на срок до трех часов:
должностные лица войск и органов Пограничной службы Российской Федерации, указанные в пунктах 1 - 12 части 2 статьи 23.10 КоАП, проходящие военную службу по контракту, и другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях офицеров, прапорщиков (мичманов), выявившие административные правонарушения при выполнении ими обязанностей в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
- на срок до сорока восьми часов:
должностные лица, указанные в пунктах 1 - 4, 6, 7, 9, 10 части 2 статьи 23.10 КоАП, проходящие военную службу по контракту, заместители начальников пограничных отрядов, командиров соединений и воинских частей пограничного контроля, командиров морских соединений и частей, комендантов пограничных комендатур, командиров подразделений пограничного контроля, а также начальники отделений пограничного контроля, оперативно-розыскных отделений.
В приложении к Приказу Федеральной таможенной службы от 15 марта 2005 г. N 198 содержится Перечень должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, и осуществлять административное задержание. В него включены:
1. Должностные лица центрального аппарата ФТС России;
1.1. Начальник управления, отдела и их заместители;
1.2. Старший уполномоченный по особо важным делам;
1.3. Уполномоченный по особо важным делам;
1.4. Старший уполномоченный;
1.5. Уполномоченный;
2. Должностные лица региональных таможенных управлений;
2.1. Начальник управления, службы, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители;
2.2. Начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор;
2.3. Оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор;
2.4. Старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор;
2.5. Оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор;
3. Должностные лица таможен, таможенных постов;
3.1. Начальник таможни, таможенного поста, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители;
3.2. Начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор;
3.3. Оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор;
3.4. Старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор;
3.5. Оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор;
3.6. Командир большого таможенного судна, командир среднего таможенного судна, командир малого таможенного судна и их помощники.
В Приказе Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 7 февраля 2006 г. N 44 "О должностных лицах органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях" указаны следующие должностные лица.
По ФСКН России:
- руководители Департамента организационно-региональной деятельности, Оперативно-розыскного департамента, Департамента оперативного обеспечения ФСКН России и их заместители;
- начальники управлений по федеральным округам Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России и их заместители;
- начальники Управления по противодействию наркопреступности, Управления по подрыву экономических основ наркопреступности, Управления по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного департамента, Управления собственной безопасности, Оперативно-технического управления, Оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения, Управления специального назначения Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России и их заместители;
- начальники оперативных подразделений, подразделений по контролю за легальным оборотом наркотиков управлений по федеральным округам Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России и их заместители;
- начальники отделов и их заместители Управления по противодействию наркопреступности, Управления по подрыву экономических основ наркопреступности, Управления по контролю за легальным оборотом наркотиков, Оперативно-розыскного департамента, Управления собственной безопасности, Оперативно-технического управления, Оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения, Управления специального назначения Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России;
- начальники Дежурной службы ФСКН России, дежурных частей управлений по федеральным округам Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России и их заместители;
- старшие оперуполномоченные по особо важным делам, главные инспектора, оперуполномоченные по особо важным делам, старшие оперуполномоченные, оперуполномоченные оперативных подразделений, подразделений по контролю за легальным оборотом наркотиков управлений по федеральным округам Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России;
- старшие оперуполномоченные по особо важным делам, главные инспектора, оперуполномоченные по особо важным делам, ведущие инспектора, старшие оперуполномоченные, старшие инспектора, оперуполномоченные, инспектора, младшие оперуполномоченные, младшие инспектора, старшие контролеры, контролеры Управления по противодействию наркопреступности, Управления по подрыву экономических основ наркопреступности, Управления по контролю за легальным оборотом наркотиков, Управления собственной безопасности, Оперативно-технического управления, Оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения, Управления специального назначения Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России;
- старшие оперативные дежурные, ответственные дежурные, оперативные дежурные, помощники ответственного дежурного Дежурной службы ФСКН России, дежурных частей управлений по федеральным округам Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России.
По территориальным органам ФСКН России:
- начальник территориального органа ФСКН России и его заместители;
- начальники оперативных подразделений, подразделений по контролю за легальным оборотом наркотиков, подразделений собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых подразделений, подразделений дознания и административной практики, подразделений специального назначения и их заместители;
- начальник дежурной части и его заместители;
- старшие оперуполномоченные по особо важным делам, оперуполномоченные по особо важным делам, старшие дознаватели, главные инспектора, старшие оперуполномоченные, дознаватели, ведущие инспектора, старшие инспектора, оперуполномоченные, инспектора, младшие оперуполномоченные, младшие инспектора, старшие контролеры, контролеры оперативных подразделений, подразделений по контролю за легальным оборотом наркотиков, подразделений собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых подразделений, подразделений дознания и административной практики, подразделений специального назначения;
- ответственные дежурные, оперативные дежурные, помощники ответственного дежурного дежурной части.
3 - 4. О задержании лица по его просьбе уведомляются:
- родственники;
- администрация по месту его работы (учебы);
- защитник.
Кроме того, при задержании несовершеннолетнего об этом факте уведомляются его родители или иные законные представители, а о задержании военнослужащего или служащего правоохранительной службы направляется уведомление по месту его службы.
5. Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента задержанное лицо пользуется правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП.
Другой комментарий к Ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
2. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.
3. Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку и т.д.).
4. В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей Российской Федерации" не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Пункт 5 ст.16 названного Закона устанавливает: "Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях". Аналогичное положение о недопустимости задержания прокурора и следователя содержится в п.2 ст.42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации".
5. Как правило, не применяется административное задержание к военнослужащим. В случае совершения ими серьезного административного правонарушения в общественном месте, где нет военных патрулей, они могут быть задержаны и немедленно вместе с материалами о правонарушении переданы военным комендантам, командирам воинских частей, военным комиссарам.
6. Действующее законодательство предусматривает особенности задержания несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение. Они доставляются в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В центры могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение.
7. Рассматриваемая статья содержит перечень лиц, уполномоченных в пределах установленной компетенции осуществлять административное задержание. К ним относятся: должностные лица органов внутренних дел, старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, должностные лица военной автомобильной инспекции, военнослужащие органов и войск пограничной службы, должностные лица федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной системы.
8. В связи с тем, что административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина при применении данной меры - обязанность государственных органов и должностных лиц. Это означает, что никто не может быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в письменной форме.