Перейти к основному содержанию

Статья 9.6 КоАП РФ. Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ

Новая редакция Ст. 9.6 КоАП РФ

1. Нарушение норм и правил в области использования атомной энергии -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3. Грубое нарушение норм и правил в области использования атомной энергии -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечания:

1. Под грубым нарушением норм и правил в области использования атомной энергии понимается нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде.

2. Административная ответственность за нарушения, не являющиеся грубыми нарушениями норм и правил в области использования атомной энергии, не применяется на территории Запорожской области до 1 января 2028 года.

Комментарий к Статье 9.6 КоАП РФ

1. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти, направленную на организацию разработки, утверждение и введение в действие норм и правил в области использования атомной энергии, выдачу разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии, осуществление надзора за безопасностью, проведение экспертизы и инспекции, контроля за разработкой и реализацией мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и охране окружающей среды в случае аварии при использовании атомной энергии.

При причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или смерти заражение окружающей среды и др. ответственность наступает в соответствии со статьей 215 Уголовного кодекса.

Однако действие ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "Об использовании атомной энергии" (Российская газета. 1995. 28 ноября) не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и/или испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения органов государственного регулирования безопасности при осуществлении деятельности с указанными объектами.

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии. Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также изменения в указанный перечень и дополнения к нему утверждаются Правительством Российской Федерации, например Постановление Правительства РФ от 01.12.1997 N 1511 (ред. от 05.12.2006) "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и Перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Российская газета. 1997. 10 декабря; СЗ РФ. 2006. 11 декабря).

Порядок разработки норм и правил в области использования атомной энергии должен предусматривать предварительное опубликование в официальном печатном органе проектов указанных норм и правил, за исключением норм и правил в области использования атомной энергии, составляющих государственную тайну, и возможность их обсуждения.

Указанные нормы и правила должны учитывать рекомендации международных организаций в области использования атомной энергии, в работе которых принимает участие Российская Федерация.

Нормы и правила в области использования атомной энергии подлежат опубликованию в официальном печатном органе, за исключением норм и правил в области использования атомной энергии, составляющих государственную тайну.

После введения в действие указанные нормы и правила являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории Российской Федерации.

Нарушение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, работниками (в том числе командированными) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работниками (в том числе командированными) организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, а также гражданами законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К числу таких нарушений относится в том числе нарушение норм и правил в области использования атомной энергии.

2. Хранение, использование, обслуживание, утилизация и захоронение источников ионизирующего излучения, так же как и вопросы лицензирования данного вида деятельности, регулируются ФЗ "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 N 3-ФЗ (ред. от 22.08.2004) (Российская газета. 1996. 17 января).

3. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.33 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает безопасность и установленный порядок использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в нарушении установленного порядка осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и физические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 9.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является безопасность и установленный порядок использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, надзор за соблюдением которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии", специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности. Это - Минатом России, Госатомнадзор России, Минздрав России, Госгортехнадзор России, МЧС России.

2. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, о нарушении которых идет речь в ч.1 комментируемой статьи, устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии. Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также порядок их разработки и утверждения иными организациями утверждается Правительством РФ.

Указанные нормы и правила распространяются на следующие виды деятельности в области использования атомной энергии: размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения; разработку, производство, испытание, транспортировку, хранение, утилизацию, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними; обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировке и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; обеспечение безопасности при использовании атомной энергии; проведение научных исследований во всех областях использования атомной энергии; физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ; экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии и т.д.

3. Предметом комментируемого правонарушения, согласно ч.2 указанной статьи, являются ядерные материалы и радиоактивные вещества. При этом под каждым из вышеперечисленных понятий подразумевается следующее:

ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

4. Государственное управление использованием атомной энергии осуществляют Минатом России и Госатомнадзор России. Последний осуществляет надзор за соблюдением законодательства, выдает лицензии на деятельность в области использования атомной энергии:

размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников (источников ионизирующего излучения, содержащих радиоактивные вещества) и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировке и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;

обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировке и захоронении;

конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и т.д.

5. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

6. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

7. Если в результате нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики могли наступить тяжкие последствия, в том числе смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, или наступили по неосторожности такие последствия, то ответственность за содеянное наступает по ст.215 УК.