Перейти к основному содержанию

Статья 9.3 КоАП РФ. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования

Новая редакция Ст. 9.3 КоАП РФ

Нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 9.3 КоАП РФ

1. Комментируемой статьей предусмотрена ответственность только граждан и должностных лиц за нарушение правил технической эксплуатации и параметров технического состояния самоходных машин и других видов техники (Постановление Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291 (ред. от 07.05.2003) "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 51. Ст. 4943).

При причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или смерти ответственность наступает в соответствии со статьями 216, 217 Уголовного кодекса.

Главгостехнадзор России и государственные инспекции гостехнадзора осуществляют надзор за техническим состоянием тракторов, прицепов к ним, самоходных, дорожно-строительных и иных машин в процессе использования независимо от их принадлежности, а в агропромышленном комплексе - за техническим состоянием этой техники и оборудования в процессе использования и соблюдением правил их технической эксплуатации, регламентируемых государственными стандартами, сертификатами и другой нормативной документацией, в части обеспечения охраны окружающей среды. Объектами совместного контроля являются предприятия министерств и ведомств (кроме Вооруженных Сил и других войск) Российской Федерации, предприятия агропромышленного комплекса и других отраслей независимо от форм собственности (далее - предприятия), осуществляющие эксплуатацию тракторов, комбайнов, дорожно-строительных и иных самоходных машин, технологического и вспомогательного оборудования, а также перечисленные технические средства, принадлежащие гражданам.

Контроль за соблюдением природоохранительного законодательства при эксплуатации самоходной техники, машин и оборудования проводится в соответствии с правилами, инструкциями и иными нормативными актами, утвержденными (согласованными) в установленном порядке Минприроды России и Минсельхозпрода России.

Совместные проверки соблюдения предприятиями природоохранительного законодательства при эксплуатации самоходной техники, машин и оборудования осуществляются на основе согласованных планов, а также при необходимости, возникающей в ходе рассмотрения претензий организаций и писем граждан.

При проведении проверок территориальными органами Минприроды России и государственными инспекциями гостехнадзора особое внимание обращается на:

- реализацию предприятиями разработанных ими планов мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в природную среду, оснащению средствами контроля за токсичностью и дымностью отработавших газов;

- соблюдение нормативов выбросов загрязняющих веществ от транспортных средств и других машин и механизмов при их эксплуатации;

- выполнение предписаний территориальных органов Минприроды России и государственных инспекций гостехнадзора.

2. В систему органов гостехнадзора входят:

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России);

государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов.

Административно-правовой статус органов гостехнадзора определяется полномочиями в сферах:

надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (кроме параметров, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России), а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией;

надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования;

надзора в период ответственности изготовителя и (или) поставщика за соответствие поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и наличие соответствующего сертификата;

регистрации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачи на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации);

проведения периодических государственных технических осмотров и регистрации залога регистрируемых ими машин;

приема экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста);

выдачи учебным учреждениям обязательных свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и выдаче указанным учреждениям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин;

оценки технического состояния и определения остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования по запросам владельцев, государственных и других органов;

участия в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники;

производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

контроля за исполнением владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования.

3. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.1, 23.35 и статье 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, безопасность эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в нарушении норм и правил, необходимых к соблюдению для обеспечения безопасности эксплуатации указанной выше техники.

Субъектом правонарушения выступают физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 9.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, мера ответственности за совершение которого установлена в комментируемой статье, является безопасность эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.

Данный состав административного правонарушения является новым для законодательного его закрепления как самостоятельного. При этом ранее, в зависимости от типа правонарушения, указанные правонарушения относились либо к административным правонарушениям на транспорте (в случае нарушения правил дорожного движения), либо к административным правонарушениям в области строительства, либо к административным правонарушениям в области промышленности.

2. В данном случае был выделен особый предмет административного правонарушения, в который включаются отдельные виды техники, такие, как тракторы, самоходные, дорожно-строительные и иные машины и оборудование. В Правилах допуска к управлению самоходными машинами предусмотрены следующие категории транспортных средств, на управление которыми требуется специальное разрешение: мототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства); гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 киловатта; колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 киловатта; колесные машины с двигателем мощностью свыше 77,2 киловатта; гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 киловатта; самоходные сельскохозяйственные машины.

3. Объективная сторона правонарушения, рассматриваемого в комментируемой статье, состоит в нарушении правил или норм эксплуатации указанной выше техники. Такое нарушение может быть совершено как путем осуществления противоправного действия, так и бездействия.

4. В зависимости от отрасли, в которой осуществляется эксплуатация тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования, надзор за соблюдением указанных правил и норм осуществляют Госгортехнадзор России, Госстрой России, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство внутренних дел РФ.

5. В сфере обеспечения безопасности эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования действуют следующие нормативные правовые акты:

Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г.;

Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 20 марта 1998 г. N 16 и согласованные письмами Госгортехнадзора России от 5 февраля 1998 г. N 12/111 и Федерации независимых профсоюзов России от 6 января 1998 г. N 109/3;

Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования СНиП 12-03-99, утвержденные постановлением Госстроя России от 25 мая 1999 г. N 40;

Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 20 ноября 1997 г., устанавливающие требования к проектированию, устройству, изготовлению, ремонту, реконструкции и эксплуатации трубоукладчиков, их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов и приспособлений, распространяются на: гусеничные краны-трубоукладчики; пневмоколесные краны-трубоукладчики; съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы, троллейные подвески и т.п.).

6. Ответственность за правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, наступает в том числе и при однократном нарушении правил или норм эксплуатации указанных транспортных средств.

7. С субъективной стороны правонарушение, рассматриваемое в комментируемой статье, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

8. Субъектами указанного правонарушения могут быть как граждане и должностные лица (индивидуальные субъекты), так и юридические лица (коллективные субъекты).