Новая редакция Ст. 9.1 КоАП РФ
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечания:
1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.
3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
4. Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.
Комментарий к Статье 9.1 КоАП РФ
1. Промышленная безопасность опасных производственных объектов подразумевает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий на основании ФЗ от 21 июля 1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 1997. 30 июля; Российская газета. 2005. 13 мая).
При этом аварией считается разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
- получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества;
- используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
- используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
- получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
- ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о комплексности вопросов промышленной безопасности еще и в связи с тем, что на данную сферу правоотношений распространяется действие следующих нормативно-правовых актов: Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 04.12.2006) (Российская газета. 2004. 30 декабря; 2006. 8 декабря); Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.07.2006) (Российская газета. 1997. 26 марта; 2006. 20 июля); ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О пожарной безопасности" (Российская газета. 1995. 5 января; 2006. 8 декабря).
Целью производственного контроля выступает предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий, что регулируется Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2000 N 49 (ред. от 09.02.2004) "Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах" (вместе с Методическими рекомендациями по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (РД 04-355-00)).
2. Получение, использование, переработка, хранение, транспортировка, уничтожение и учет взрывчатых веществ на опасных производственных объектах основывается на правовых актах управления, например Постановление Госгортехнадзора РФ от 17.06.2003 N 93 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации пунктов производства и механизированной подготовки к применению взрывчатых веществ в организациях, ведущих взрывные работы", зарегистрированное в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4743 (Российская газета. 2003. 21 июня).
Вопросы уничтожения взрыванием определяются Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.01.2001 N 3 "Об утверждении Единых правил безопасности при взрывных работах", зарегистрированным в Минюсте РФ 07.06.2001 N 2743 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. 16 июля. N 29), и их следует проводить при помощи доброкачественных взрывчатых материалов: патронированные взрывчатые вещества подлежат уничтожению пачками, а детонаторы, детонирующие шнуры и пиротехнические реле - в любой упаковке зарытыми в землю или другими способами, исключающими разброс невзорвавшихся изделий.
3. При рассмотрении вопроса о грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, необходимо акцентировать внимание на получении права в рамках требований действующего законодательства и принятии на себя детерминированных этому праву обязанностей.
Регулирование вопросов лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности осуществляется на основании ФЗ N 116-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (Российская газета. 2006. 17 февраля).
Лицензирование деятельности по эксплуатации промышленной безопасности опасных производственных объектов прекращается со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов в рамках действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Российская газета. 2002. 31 декабря; Российская газета. 2005. 13 мая).
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выражается в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие в том числе промышленную безопасность.
4. По данной категории дел возможно применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде временного запрета деятельности со стороны Ростехнадзора.
5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарий к главе 23 и статье 28.3 КоАП).
6. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан и промышленная безопасность, в частности при ведении работ в различных отраслях промышленности на опасных производственных объектах.
Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в несоблюдении требований промышленной безопасности при производстве работ в отраслях промышленности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
Другой комментарий к Ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на промышленную безопасность ведения работ в различных отраслях промышленности на опасных производственных объектах, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России (Госгортехнадзору России). Промышленная безопасность в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также в других федеральных законах и подзаконных нормативных актах, предусмотренных Перечнем федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Госгортехнадзора России от 21 декабря 1999 г.
2. Объективная сторона правонарушений состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, регламентирующих производство работ в отраслях промышленности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В ч.1 комментируемой статьи речь идет о нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в целом, а в ч.2 указанной статьи - об отдельном виде нарушений требований промышленной безопасности - нарушений требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.
3. Специально уполномоченным в области промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти является Госгортехнадзор России, на который возложены отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности. Госгортехнадзор России действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.
4. Перечни опасных производственных объектов, а также предельного количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности, являются приложениями к Федеральному закону о промышленной безопасности опасных промышленных объектов. К опасным производственным объектам относятся те, на которых получаются, используются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества и используются определенного рода оборудование, грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, сплавы и расплавы черных и цветных металлов, а также ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на указанные выше виды деятельности наступает по ч.1 комментируемой статьи.
6. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 и 2 комментируемой статьи, выражается виной в форме умысла или неосторожности.
7. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 и 2 настоящей статьи, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
8. В случаях, предусмотренных ст.216 и 217 УК, когда в результате нарушения правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, правил безопасности на взрывоопасных объектах, такое нарушение могло повлечь причинение тяжкого вреда здоровью, жизни человека или иного тяжкого вреда, а также повлекло причинение такого вреда, наступает уголовная ответственность.