Новая редакция Ст. 8.23 КоАП РФ
Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Комментарий к Статье 8.23 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при эксплуатации механических транспортных средств. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане и юридические лица.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду (ч. 2 ст. 45). Запрещаются, согласно Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов (ч. 1 ст. 17). Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ не должны оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством РФ (ч. 1 - ч. 2 ст. 27, ч. 4 ст. 17). Проведение регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отношении автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации начиная с 1 января 2003 г., в отношении путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов - начиная с 1 января 2004 г. (п. 1 Постановления Правительства РФ "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" от 6 февраля 2002 г. N 83).
3. Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совмина - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, входит недопустимый уровень внешнего шума, превышающий величины, установленные ГОСТ Р 52231-2004 (п. 6.5 прил.). В соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 <76>, повышенный уровень шума на рабочем месте и повышенный уровень вибрации относятся к основным физически опасным и вредным производственным факторам (п. 1.2.2 (3), п. 1.2.2 (4)). Санитарно-гигиенические требования к показателям микроклимата, уровню шума и вибраций, освещенности должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и норм и государственных стандартов. Шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах (п. 1.2.5, п. 6.1.2 (3)).
--------------------------------
<76> БНА. 2003. N 41.
Другой комментарий к Ст. 8.23 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Правонарушения, указанные в ст.8.23, так же как и правонарушения, предусмотренные ст.8.22, направлены против экологической безопасности и возникают в процессе общественных отношений в области охраны окружающей среды.
2. В отличие от ст.8.22, объективная сторона правонарушения, содержащегося в ст.8.23, заключается в эксплуатации воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов, а также автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами.
3. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
4. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
5. Субъектами комментируемого правонарушения могут являться только граждане. При этом граждане могут привлекаться к административной ответственности, только если они являются собственниками или пользователями транспортных средств, при этом указанные лица должны достигнуть возраста, с которого граждане могут привлекаться к административной ответственности. В соответствии со ст.2.3 настоящего Кодекса административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.