Перейти к основному содержанию

Статья 8.23 КоАП РФ. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Новая редакция Ст. 8.23 КоАП РФ

Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Комментарий к Статье 8.23 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при эксплуатации механических транспортных средств. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане и юридические лица.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду (ч. 2 ст. 45). Запрещаются, согласно Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов (ч. 1 ст. 17). Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ не должны оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством РФ (ч. 1 - ч. 2 ст. 27, ч. 4 ст. 17). Проведение регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отношении автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации начиная с 1 января 2003 г., в отношении путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов - начиная с 1 января 2004 г. (п. 1 Постановления Правительства РФ "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" от 6 февраля 2002 г. N 83).

3. Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совмина - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, входит недопустимый уровень внешнего шума, превышающий величины, установленные ГОСТ Р 52231-2004 (п. 6.5 прил.). В соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 <76>, повышенный уровень шума на рабочем месте и повышенный уровень вибрации относятся к основным физически опасным и вредным производственным факторам (п. 1.2.2 (3), п. 1.2.2 (4)). Санитарно-гигиенические требования к показателям микроклимата, уровню шума и вибраций, освещенности должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и норм и государственных стандартов. Шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах (п. 1.2.5, п. 6.1.2 (3)).
--------------------------------
<76> БНА. 2003. N 41.

Другой комментарий к Ст. 8.23 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Правонарушения, указанные в ст.8.23, так же как и правонарушения, предусмотренные ст.8.22, направлены против экологической безопасности и возникают в процессе общественных отношений в области охраны окружающей среды.

2. В отличие от ст.8.22, объективная сторона правонарушения, содержащегося в ст.8.23, заключается в эксплуатации воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов, а также автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами.

3. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

4. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Субъектами комментируемого правонарушения могут являться только граждане. При этом граждане могут привлекаться к административной ответственности, только если они являются собственниками или пользователями транспортных средств, при этом указанные лица должны достигнуть возраста, с которого граждане могут привлекаться к административной ответственности. В соответствии со ст.2.3 настоящего Кодекса административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.