Новая редакция Ст. 5.9 КоАП РФ
Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Комментарий к Статье 5.9 КоАП РФ
Пункт 4 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. содержит ограничение в отношении ряда лиц, названных в комментируемой статье. А именно оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, референдумом деятельности осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
Закрепление такого запрета оправданно тем, что кандидаты в депутаты на выборные должности в органы государственной власти, местного самоуправления, избирательные объединения на период участия в таких публичных процессах, как выборы и референдумы, обладают большим информационным потенциалом, что может привести к неравному (исключительному) положению на информационных рынках.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии), нарушающих требования и ограничения при рекламировании предпринимательской и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, других лиц и организаций.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.9 - 5.16 КоАП, вправе составлять члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями (п. 5 ст. 28.3 КоАП).
Другой комментарий к Ст. 5.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с рекламой при проведении выборов и референдумов, в частности, с рекламой коммерческой и иных видов деятельности.
Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или), членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума осуществляется на основании норм, содержащихся в федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.
В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии либо в бездействии, повлекших нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности.
3. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.
4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (юридические лица несут административную ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ).