Перейти к основному содержанию

Статья 15.21 КоАП РФ. Неправомерное использование инсайдерской информации

Новая редакция Ст. 15.21 КоАП РФ

Неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей.

Примечания:

1. Излишний доход или сумма убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, в настоящей статье и статье 15.30 настоящего Кодекса определяется как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном настоящей статьей либо статьей 15.30 настоящего Кодекса, освобождается от административной ответственности в случае исполнения им соглашения, предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заключенного с Банком России.

3. Соглашение, указанное в примечании 2 к настоящей статье, может быть заключено с Банком России до дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном настоящей статьей либо статьей 15.30 настоящего Кодекса.

4. Соглашение, указанное в примечании 2 к настоящей статье, подписывается председательствовавшим на заседании Комитета финансового надзора Банка России, на котором было принято решение о заключении такого соглашения. От имени юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соглашение, указанное в примечании 2 к настоящей статье, подписывается законным представителем юридического лица.

5. Соглашение, указанное в примечании 2 к настоящей статье, вступает в силу со дня принятия Комитетом финансового надзора Банка России решения о его заключении.

6. Заключение соглашения, указанного в примечании 2 к настоящей статье, с лицом, не исполнившим ранее заключенного с ним соглашения, не допускается.

7. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 15.30 настоящего Кодекса, учитываются следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) неисполнение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соглашения, указанного в примечании 2 к настоящей статье;

2) совершение административного правонарушения лицом, с которым ранее было заключено такое соглашение, и со дня исполнения такого соглашения прошло менее одного года.

Комментарий к Статье 15.21 КоАП РФ

Служебной информацией признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

К лицам, располагающим служебной информацией, относятся: члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором; профессиональные участники рынка ценных бумаг - физические лица; аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором. Под членами органа управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг - юридического лица понимаются лица, постоянно или временно занимающие в указанных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

Другой комментарий к Ст. 15.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются экономические и иные законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

2. Предметом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является служебная информация. Правовой режим служебной информации на рынке ценных бумаг представляет собой особый вид более широкого объекта гражданских прав - информации. В соответствии с Федеральным законом от 25 января 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их предоставления. Гражданский кодекс служебную и коммерческую тайну относит к объектам гражданских прав и определяет основные признаки служебной информации: соответствующая информация известна третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Запрет разглашения служебной тайны основывается на законодательстве, регламентирующем определенные сферы деятельности. Определенные категории работников такой сферы деятельности обязаны сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ в связи с выполняемой работой.

При правовой оценке служебной информации следует учитывать, что она может иметь различные правовые режимы в зависимости от содержания и назначения использования. Среди таких правовых режимов необходимо рассмотреть следующие: режим общедоступной и открытой информации; режим информации, подлежащей обязательному сообщению; режим информации с ограниченным доступом.

Общедоступной информацией на рынках ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Федеральным законом о рынке ценных бумаг.

Служебная информация является одним из видов информации, обладающей ограниченным доступом. Подчиняясь общим правилам, использование служебной информации на рынке ценных бумаг регламентируется на законодательном уровне путем установления специальных правил ее использования и распространения.

Федеральный закон о рынке ценных бумаг запрещает использование служебной информации для заключения сделок, а также ее передачу для совершения сделок третьим лицам.

3. Служебной информацией на рынке ценных бумаг признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг (ст.31 Федерального закона о рынке ценных бумаг).

К лицам, располагающим служебной информацией, в соответствии с Федеральным законом о рынке ценных бумаг относятся: члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором; профессиональные участники рынка ценных бумаг - физические лица; аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором.

При этом под членами органа управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг - юридического лица понимаются лица, занимающие постоянно или временно в указанных юридических лицах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

4. Объективную сторону данного правонарушения составляют следующие действия: использование служебной информации, передача служебной информации третьим лицам.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

6. Субъектом данного правонарушения является должностное лицо, располагающее служебной информацией в силу служебного положения.