Перейти к основному содержанию

Статья 24.3 КоАП РФ. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 24.3 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Комментарий к Статье 24.3 КоАП РФ

1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях является открытым. Это в полной мере отвечает требованиям гласности и публичности в деятельности государственного аппарата. Кроме того, это способствует общественному контролю за рассмотрением дел и их воспитательному воздействию.

2. Закрытое рассмотрение возможно в том случае, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Порядок отнесения тех или иных сведений к государственной тайне регламентирован Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 о перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Закон содержит перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне. Например, это сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и т.д.

3. Закрытое рассмотрение возможно также в тех случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких. Данная мера нацелена на всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, что возможно только тогда, когда все участники производства по делу об административном правонарушении не будут находиться под давлением страха за свою жизнь и жизнь близких и честно исполнят свои обязанности.

4. Защита чести и достоинства лиц, участвующих в деле, членов их семей, их близких также может быть основанием принятия решения о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 комментируемой статьи внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г. Согласно этим изменениям закрытое рассмотрение дела будет также возможно и в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении должно быть мотивировано. Оно выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в виде определения.

Другой комментарий к Ст. 24.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Для характеристики производства по делам об административных правонарушениях существенное значение имеет форма его проведения. Установлено, как правило, открытое рассмотрение таких дел, что обеспечивает гласность административно-процессуальных действий (присутствие публики, представителей средств массовой информации и т.п.).

2. КоАП РФ допускает возможность закрытого рассмотрения дел, что может иметь место по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Основаниями для объявления рассмотрения дела об административном правонарушении закрытым являются:

а) возможность разглашения в ходе рассмотрения дела государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

б) интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве, а также членов их семей и их близких;

в) интересы защиты чести и достоинства указанных лиц.

Последние два случая зависят от характера административного правонарушения. При этом следует учитывать положение, закрепленное в ч.1 ст.21 Конституции РФ: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления".

Что касается служебной тайны, то она может иметь в соответствии с гражданским законодательством определенную коммерческую ценность. В иных случаях она имеет прямое отношение к служебным обязанностям государственных служащих в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Коммерческая тайна стала непременным условием жизни и деятельности в связи с проведением в стране экономического реформирования и разрастанием системы разнообразных коммерческих структур.