Перейти к основному содержанию

Статья 23.42 КоАП РФ. Органы, уполномоченные в области авиации

Новая редакция Ст. 23.42 КоАП РФ

1. Органы, уполномоченные в области авиации, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 (в части нарушения экологических требований на воздушном транспорте), статьей 8.3 (в части нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами на воздушном транспорте), статьями 8.22, 8.23, частями 1, 3 - 6 статьи 11.3, статьей 11.3.1, частями 1 - 6, 8 и 9 статьи 11.5, частью 1 статьи 11.14, статьей 11.15, частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 11.15.2, статьей 11.16, частью 4 статьи 11.17 (в части нарушения правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна), частью 6 статьи 11.17, статьями 11.30, 11.31, частью 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частью 1 статьи 19.7.9, частью 1 статьи 19.22 (в части государственной регистрации гражданских воздушных судов) настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в сфере транспорта (государственные транспортные инспектора), - об административных правонарушениях, совершенных в гражданской авиации и предусмотренных статьей 8.2 (в части нарушения экологических требований на воздушном транспорте), статьей 8.3 (в части нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами на воздушном транспорте), статьями 8.22, 8.23, частями 1, 3 - 6 статьи 11.3, статьей 11.3.1, частями 1 - 6, 8 и 9 статьи 11.5, частью 1 статьи 11.14, статьей 11.15, частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 11.15.2, статьей 11.16, частями 4 и 6 статьи 11.17, статьями 11.30, 11.31, частью 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частью 1 статьи 19.7.9, частью 1 статьи 19.22 (в части государственной регистрации гражданских воздушных судов) настоящего Кодекса;

2) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, их заместители, руководители инспекторских служб федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, их заместители, инспектора по безопасности полетов авиации - об административных правонарушениях, совершенных в государственной авиации и предусмотренных частями 1, 3, 5 и 6 статьи 11.3, статьей 11.3.1, частями 1 - 6, 8 и 9 статьи 11.5, частью 1 статьи 11.14, статьями 11.16, 11.30 настоящего Кодекса;

3) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборонно-промышленного комплекса, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборонно-промышленного комплекса, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных в экспериментальной авиации и предусмотренных частями 1, 3, 5 и 6 статьи 11.3, статьей 11.3.1, частями 1 - 6, 8 и 9 статьи 11.5, частью 1 статьи 11.14, статьями 11.16, 11.30 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 23.42 КоАП РФ

В настоящее время полномочия по контролю и надзору в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации) возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Более подробно о ее статусе см. комментарий к ст. 23.36.

Другой комментарий к Ст. 23.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Государственная служба гражданской авиации - отраслевой орган Министерства транспорта РФ. В данной сфере, помимо Воздушного кодекса РФ, действуют Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О государственном регулировании развития авиации" и Положение о государственных инспекторах по осуществлению государственного контроля в области гражданской авиации, утвержденное Правительством РФ 29 сентября 1998 г.

2. КоАП РФ квалифицирует как административные правонарушения в данной области: действия, угрожающие безопасности полетов (ст.8.22, 8.23, 11.3); нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст.11.5); нарушение правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна, невыполнение законных распоряжений командира судна (ч.1 ст.11.14, ст.11.15-11.17); безбилетный полет на судне воздушного транспорта (ст.11.18); нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа (ст.11.19).

3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся к различным ведомствам:

а) руководитель Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта РФ - главный государственный инспектор РФ по контролю за безопасностью полетов, его заместители; руководители структурных подразделений территориальных органов (региональных управлений); главные государственные инспектора. КоАП РФ определяет их компетенцию по рассмотрению дел об административных правонарушениях, указанных в п.2 ч.2 ст.23.42;

б) должностные лица Министерства обороны РФ, в том числе руководители инспекторских служб, инспектора по безопасности полетов авиации. Они рассматривают правонарушения, предусмотренные ст.11.13, 11.15 и 11.16 КоАП РФ;

в) должностные лица ведомств оборонной промышленности, их центрального аппарата и региональных служб - по ст.11.3, 11.5, 11.14. и 11.16 КоАП РФ.

4. Позиции статьи 23.42 КоАП РФ выражены недостаточно четко, поскольку пока отсутствуют необходимые нормативные правовые акты, относящиеся ко всем трем отмеченным сферам государственного регулирования и государственного контроля.