Перейти к основному содержанию

Статья 8.24 КоАП РФ. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования

Новая редакция Ст. 8.24 КоАП РФ

Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 8.24 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесов для их использования. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение порядка предоставления; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть должностные лица.

2. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (различного целевого назначения). Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 6, ст. 7, ч. 1 - ч. 2 ст. 10 ЛК РФ).

3. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК, если иное не установлено ЛК РФ. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 71 ЛК РФ).

Другой комментарий к Ст. 8.24 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом предусмотренного ст.8.24 правонарушения является экологическая безопасность, а также общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды, частью которой является лес как совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

2. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ст.8.24, заключается в: нарушении порядка отвода лесосек; нарушении порядка освидетельствования мест рубок; нарушении порядка подсочки древостоев; нарушении порядка заготовки второстепенных лесных ресурсов, не входящих в лесной фонд; выдаче лесорубочного билета (ордера) или лесного билета с нарушением лесопользования в лесах, не входящих в лесной фонд.

3. Основным законодательным актом по указанному вопросу является Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. В развитие Лесного кодекса РФ было издано постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации".

4. В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. лесхозы (территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ) производят отвод и материально-денежную оценку лесосек для проведения рубок главного пользования, а также для проведения рубок промежуточного пользования за год до поступления лесосек в рубку.

5. Лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований указанных Правил. После окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев. Освидетельствованию подлежат места рубок при рубках главного, промежуточного пользования и прочих рубках, все находящиеся в подсочке древостои, а также участки лесного фонда, переданные лесопользователям для осуществления иных работ. Освидетельствование находящихся в подсочке древостоев производится ежегодно до окончания срока подсочки, указанного в лесорубочном билете. В случаях выявления нарушений требований указанных Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования об уплате неустойки.

6. Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета (ордера) или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом лесорубочный билет (ордер) и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет. На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывоз древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов.

7. Нарушение правил, приведенных в п.4-6 комментария к данной статье, по оформлению соответствующих разрешений и документов и является основанием для привлечения к административной ответственности по настоящей статье.

8. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

9. Субъектом комментируемого правонарушения являются только должностные лица, в компетенцию которых входит отвод лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд, а также выдача лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов.