Перейти к основному содержанию

Статья 7.18 КоАП РФ. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна

Новая редакция Ст. 7.18 КоАП РФ

Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 7.18 КоАП РФ

1. В качестве объекта правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением зерном и зернопродуктами как объектами собственности.

Зерно является национальным достоянием России, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне", Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федерального закона от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки". Кроме того, важное значение имеют Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 478 "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна", Постановление Правительства РФ от 4 августа 2005 г. N 491 "О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна", Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2005 г. N 275 "Об осуществлении контроля за качеством зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из РФ".

Федеральный закон "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки" определяет ключевые понятия (ст. 2): зерно - семена хлебных злаков, зерновых бобовых и масличных культур, используемые для пищевых, кормовых и технических целей; продукты переработки зерна - мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия, комбикорма, побочные продукты переработки зерна. Производство продуктов переработки зерна - технологический процесс переработки зерна в целях производства муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов; хранение зерна и продуктов его переработки - содержание зерна и продуктов его переработки в условиях, обеспечивающих их сохранность.

Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, обязаны:

разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению порчи, снижения качества зерна и продуктов его переработки и по обеспечению их рационального использования;

обеспечивать соблюдение санитарных, технических и противопожарных требований;

обеспечивать контроль за качеством зерна и продуктов его переработки посредством использования производственных аккредитованных лабораторий или иных аккредитованных лабораторий;

соблюдать научно обоснованные нормы выхода продуктов переработки зерна с обеспечением производства продуктов переработки зерна в ассортименте, предусмотренном технологическим процессом;

нести другие обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

2. Объективная сторона состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих правила хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правила производства продуктов переработки зерна.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 августа 2005 г. N 491 государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В целях обеспечения рационального использования зерна и продуктов его переработки Правительство РФ утвердило форму специальной декларации, порядок ее представления в уполномоченный орган (Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1447 утвержден Порядок представления декларации рационального использования зерна). Правила оформления сертификатов качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ на проинспектированные зерно и продукты его переработки утверждены Приказом Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ от 23 мая 2003 г. N 30. Кроме того, Временный порядок подтверждения соответствия безопасности и качества зерна и продуктов его переработки при ввозе в РФ и при вывозе из РФ утвержден Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору 12 мая 2005 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 478 с 1 ноября 2005 г. деятельность в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна установленным требованиям, включая выдачу сертификатов качества и безопасности указанной продукции, осуществляется органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Порядок сертификации зерна и продуктов его переработки, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28 апреля 1999 г. N 21).

Порядок закупки и поставки зерна и продуктов его переработки в соответствующие фонды определяется Правительством РФ и администрацией субъектов РФ.

3. Субъекты правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 7.18 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Зерно как важнейший продукт сельскохозяйственного производства, имеющий особое значение для обеспечения населения продуктами питания, а скота кормом, находится под государственным контролем. Этот контроль осуществляется Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ.

В Законе РФ от 14 мая 1993 г. "О зерне" устанавливаются правила хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна. Важное значение имеет также Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. "О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки".

Объектом комментируемого правонарушения являются зерно и вышеуказанные правила.

2. Объективная сторона выражается в противоправных действиях (бездействии), направленных на нарушение установленных требований. Эти требования состоят в том, что: деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна осуществляется на основе лицензии; качество зерна и продуктов его переработки должно быть подтверждено сертификатами качества зерна и продуктов; граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, должны вести в установленном порядке учет зерна и продуктов его переработки; зерно и продукты его переработки, непригодные для использования в пищу, подлежат экспертизе для определения возможности их дальнейшего использования или уничтожения.

Нормативными правовыми актами установлены также правила производства продуктов переработки зерна. Нарушение этих правил также составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения.

3. Субъектами правонарушения признаются граждане, должностные лица, юридические лица, виновные в совершении указанных нарушений.

4. Субъективная сторона выражается виной в форме умысла и неосторожности.