Перейти к основному содержанию

Статья 6.13 КоАП РФ. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

Новая редакция Ст. 6.13 КоАП РФ

1. Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

1.1. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Действия, предусмотренные частями 1 и 1.1 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до тридцати тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Примечание. Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Комментарий к Статье 6.13 КоАП РФ

1. Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, которые часто используются при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Другие базовые термины по рассматриваемому вопросу даны в рамках комментариев к ст. 6.8, 6.9 КоАП.

Основные требования к обороту прекурсоров сформулированы в ст. 30 ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.10.2006) "О наркотических средствах и психотропных веществах".

В то же время ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от 14.06.2002 N 423 (ред. от 06.02.2004) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ" фактически лицензирование данного вида деятельности как самостоятельного не предусматривают.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ подпадает под действие статьи 230 Уголовного кодекса.

2. Под пропагандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях запрещается, что установлено действующим законодательством.

Например, Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 16.10.2006) "О средствах массовой информации" запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

В свою очередь, ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" закрепляет, что не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, в частности наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Исключением является пропаганда применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Контроль осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службой безопасности, федеральной службой внешней разведки, федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

Требование о прекращении деятельности юридического лица может быть предъявлено в суд вышеуказанными органами или соответствующими органами местного самоуправления.

3. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.1 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, общественная нравственность и общественный порядок.

Объективную сторону правонарушения составляют действия, выраженные в пропаганде и рекламе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к Ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" запрещено потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.40). В целях организации противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (веществ, используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ) запрещается пропаганда и ограничивается реклама в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст.46 Закона) и предусматривается ответственность за нарушение данной нормы.

Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение вышеуказанных запретов.

Объектом правонарушения является здоровье граждан, нравственность, общественный порядок.

2. Объективная сторона выражается в двух деяниях: пропаганде и рекламе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Пропаганда - деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях (ч.1 ст.46 вышеназванного Закона). В примечании к комментируемой статье указано, что не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, которая предназначена для неопределенного круга людей и призвана формировать или поддерживать к ним интерес и способствовать реализации указанных средств и веществ.

3. Субъектами рассматриваемых противоправных деяний признаются граждане, должностные лица, юридические лица.

4. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом, т.е. лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершить.