Перейти к основному содержанию

Статья 5.37 КоАП РФ. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью

Новая редакция Ст. 5.37 КоАП РФ

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 5.37 КоАП РФ

Отношения, которые являются объектом данного правонарушения, регулируются соответственно ст. 124 - 144 и ст. 145 - 150 СК.

Усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Эта форма устройства ребенка допускается:

только в отношении несовершеннолетних детей;

с учетом его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании;

а также с учетом возможности обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

СК РФ закрепляет и иные ограничения, связанные с усыновлением. Так, усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда такое усыновление отвечает интересам детей.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.

Положение о приемной семье утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49).

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

СК РФ закрепляет правила и порядок усыновления, передачи в приемную семью, установления опеки и попечительства. Нарушение указанных правил и порядка образует объективную сторону данного правонарушения.

Субъект данного правонарушения - общий. В частности, например, гражданин, не являющийся соответствующим должностным лицом, может быть субъектом данного правонарушения при осуществлении незаконной посреднической деятельности по усыновлению, предоставлении заведомо ложных сведений о себе, подложных документов и т.п.

С субъективной стороны данное правонарушение может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Следует иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, образуют состав уголовного преступления (ст. 154 УК).

Другой комментарий к Ст. 5.37 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, по поводу усыновления (удочерения) такого ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

В ст.123 СК предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п.1 ст.121 СК), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Закон запрещает посредническую деятельность по усыновлению детей, т.е. любую деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих их усыновить (ст.126.1 СК).

Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством РФ.

Тайна усыновления охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

За разглашение тайны усыновления (удочерения) предусмотрена уголовная ответственность.

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может представлять собой как совершение определенных действий, например, посредническая деятельность по усыновлению детей, так и бездействие, например, непредставление документов, подтверждающих отказ от усыновления ребенка.

3. Субъектами правонарушения, как сказано в санкции статьи, могут быть граждане и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения выражается в том, что виновное лицо действует умышленно, осознавая противоправный характер своего поведения.