Перейти к основному содержанию

Статья 5.36 КоАП РФ. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей

Новая редакция Ст. 5.36 КоАП РФ

1. Нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Комментарий к Статье 5.36 КоАП РФ

1. Общественные отношения, на которые посягает данное правонарушение, регулируются Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 21.12.2004), а также Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 22.08.2004).

Согласно ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей установлен статьёй 122 СК РФ.

Данная статья прежде всего закрепляет обязанность как должностных лиц различных учреждений (образовательных, лечебных и т.п.), так и граждан, располагающих сведениями о таких детях, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Далее орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о таких детях обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Министерство образования и науки РФ.

Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует нарушение установленного порядка и сроков устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Субъектом данного правонарушения могут быть руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления. Нужно заметить, что хотя обязанность сообщить о детях, оставшихся без попечения родителей, возлагается в том числе на всех граждан, к административной ответственности могут быть привлечены только указанные выше должностные лица.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает повышенную ответственность названных выше субъектов за совершение действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае имеет место сознательное укрытие указанных сведений, поэтому данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

Другой комментарий к Ст. 5.36 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 данной статьи, являются общественные отношения, возникающие при реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, по поводу порядка и нарушения сроков предоставления, а также достоверности сведений о таких детях для передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.

В ст.123 СК установлена обязанность органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, учету таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, по избиранию формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Согласно ст.122 СК руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления таких сведений обеспечивает устройство ребенка (ст.123 СК), а при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.

2. Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, следует понимать действие или бездействие, в результате которых были нарушены порядок или сроки предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, или предоставлены заведомо недостоверные сведения о таком несовершеннолетнем. Например, как нарушение порядка следует расценивать составление заключения по проведению первичного обследования ребенка, оставшегося без попечения родителей, органом опеки и попечительства без учета данных, полученных в результате такого обследования; нарушением сроков является непредоставление сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в срок до одного месяца в федеральный орган исполнительной власти для учета в государственном банке данных; предоставлением заведомо недостоверных сведений - недостоверные сведения о состоянии здоровья и т.д.

3. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, как это следует из ее диспозиции, являются руководители учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, должностные лица органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, в чьи обязанности входит соблюдение порядка, сроков и достоверности предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание.

4. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 данной статьи, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 данной статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией прав детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в передаче на воспитание в семью, под опеку либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.

В статье 122 СК предусмотрена ответственность за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью.

В отличие от ранее действовавшего законодательства в интересах детей, обеспечения скорейшего их устройства в семью законодатель внес существенные коррективы в порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей (п.3 ст.122 СК). В частности, установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в федеральный банк данных).

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.36, выражается в любом действии, целью которого является укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, под опеку либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Субъектами правонарушения являются, как сказано в диспозиции ч.2 данной статьи, руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в чьи обязанности входит совершение действий, направленных на передачу несовершеннолетних на воспитание в семью, под опеку, в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

8. С субъективной стороны укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание характеризуется тем, что лицо реально сознает противоправный характер своего поведения, действует умышленно.