Перейти к основному содержанию

Статья 5.19 КоАП РФ. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума

Новая редакция Ст. 5.19 КоАП РФ

Использование в ходе проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, за исключением использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, без оплаты из средств избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также использование анонимной материальной поддержки, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Комментарий к Статье 5.19 КоАП РФ

Действующее законодательство предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), только через соответствующие избирательные фонды.

Строго регламентируется порядок внесения пожертвований гражданами и юридическими лицами.

Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Допускается увеличение до 20 процентов предельных размеров расходования средств избирательного фонда зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень при повторном голосовании.

Запрещаются без письменного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенных результатов на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенных результатов на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Санкция комментируемой статьи помимо административного штрафа в качестве дополнительного административного наказания предусматривает конфискацию предмета административного правонарушения.

Другой комментарий к Ст. 5.19 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), но только через соответствующие избирательные фонды.

Федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков: иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; иностранным гражданам, за исключением случаев, когда иностранный гражданин постоянно проживает на территории муниципального образования и может участвовать в выборах в органы местного самоуправления, если это предусмотрено нормами международных договоров; лицам без гражданства; гражданам РФ, не достигшим восемнадцатилетнего возраста; российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов; международным организациям и международным общественным движениям; органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов; воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; анонимным жертвователям.

В случае, если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов либо в избирательные фонды избирательных объединений (избирательных блоков) от физических или юридических лиц, не имеющих права их осуществлять, такие пожертвования подлежат обязательному возврату в установленные сроки, с указанием причин возврата. Если пожертвование анонимное, оно должно быть перечислено в доход государства.

2. Объективной стороной правонарушения является действие, состоящее в использовании принятых (в денежной или любой другой форме) пожертвований от лиц (физических и юридических), которые не могут быть жертвователями, а также с нарушением установленного порядка принятия, или бездействие, состоящее в непринятии мер по возвращению поступивших в избирательный фонд денежных средств от неправомерных жертвователей, а также иных средств.

3. Субъектами правонарушения могут быть: кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, избранные депутатами, уполномоченные представители по финансовым вопросам, а также избирательные объединения, либо избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок.

4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (вина юридических лиц определяется в соответствии с нормами КоАП РФ).