Перейти к основному содержанию

Статья 5.18 КоАП РФ. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Новая редакция Ст. 5.18 КоАП РФ

Использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарий к Статье 5.18 КоАП РФ

1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией, а инициативная группа по проведению референдума - собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Средства избирательного фонда имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Средства фондов референдума могут использоваться только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума - только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на:

а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;

б) предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме;

г) внесение избирательного залога.

Предельный размер расходования средств фонда референдума, источники его формирования и предельный размер пожертвований и перечислений в фонд референдума устанавливаются законом.

Кандидаты вправе, а избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, не вправе создавать собственные избирательные фонды.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц; д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, соответствующей избирательной комиссией в случае, если это предусмотрено законом.

Установлены предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения и средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.

Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.

При выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств избирательных фондов, фондов референдума и отчетности по этим средствам устанавливается ЦИК РФ по согласованию с Центральным банком РФ. При выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также в органы местного самоуправления, референдуме субъекта Федерации, местном референдуме порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств избирательных фондов, фондов референдума и отчетности по этим средствам устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте Федерации.

Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума является уголовно-наказуемым деянием и квалифицируется по ч. 2 ст. 141.1 Уголовного кодекса.

Объективная сторона правонарушения - это действие (бездействие).

Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность.

Другой комментарий к Ст. 5.18 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, связанные с финансированием выборов (референдума), возникающие по поводу незаконного использования денежных средств на указанное финансирование и регулируемые нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и иных нормативных правовых актов.

Кандидат обязан назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченным представителем может быть только совершеннолетний гражданин.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий помимо средств собственного избирательного фонда использовали и иные денежные средства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае, если указанные нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов, избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата (списка кандидатов) недействительным.

Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Запрещается расходовать средства на иные цели, кроме как на:

финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами РФ, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании;

внесение избирательного залога.

2. Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия по использованию, вопреки существующим нормам, денежных средств помимо средств избирательного фонда, фонда для участия в референдуме, или по превышению установленных законом предельных сумм расходования, либо по расходованию их на не предусмотренные законом цели при финансировании избирательной кампании или проведении референдума.

3. Субъекты правонарушения указаны в статье. Это - кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, зарегистрированными кандидатами, лица, избранные депутатами, уполномоченные представители по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, а также избирательные объединения, избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок.

4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (вина юридических лиц определяется в соответствии с нормами КоАП РФ.)