Перейти к основному содержанию

Статья 20.23 КоАП РФ. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Новая редакция Ст. 20.23 КоАП РФ

1. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Нарушение правил разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Комментарий к Статье 20.23 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере контроля и надзора за оборотом специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Специальные технические средства для негласного получения информации могут быть использованы во вред законным интересам личности, общества и государства. Поэтому деятельность по производству, хранению, продаже и приобретению данных технических средств возможна лишь при наличии лицензии. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензия на данный вид деятельности выдается Федеральной службой безопасности. Порядок производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств должен соответствовать условиям лицензии и существующим правилам.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Условием привлечения к административной ответственности является наличие у субъекта деятельности специального разрешения (лицензии).

3. Объективная сторона части второй заключается в нарушении правил разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

4. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, выступают должностные лица и граждане.

5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации, органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями и должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации.

Другой комментарий к Ст. 20.23 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность, устанавленный порядок оборота специальных технических средств, предназначенных для получения информации в оперативно-розыскной деятельности.

На основании ст.6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в органах Федеральной службы безопасности РФ.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, выражается в действии (бездействии), в результате которого произошло нарушение правил производства, хранения, продажи, приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии лицензии. Такое действие (бездействие) следует отличать от незаконного производства, сбыта или приобретения в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, за которые в соответствии с ч.3 ст.138 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.

3. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, являются должностные лица, в чьи обязанности входит соблюдение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

4. Правонарушение, предусмотренное ч.1 комментируемой статьи, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, характеризуется действием (бездействием), нарушающим правила разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее, а также порядок сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (если указанные действия не влекут уголовной ответственности).

Под установленным порядком понимается: лицензирование ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств; таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых в Российскую Федерацию (вывозимых из Российской Федерации) специальных технических средств.

Ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) специальных технических средств осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли РФ в установленном Правительством РФ порядке.

Ввозимые в Российскую Федерацию (вывозимые из Российской Федерации) специальные технические средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Необходимым условием осуществления таможенного оформления и таможенного контроля специальных технических средств является наличие соответствующей лицензии Министерства торговли РФ.

6. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, могут быть граждане и должностные лица, нарушающие указанные правила разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядок сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

7. Правонарушение, предусмотренное ч.2 комментируемой статьи, может быть совершено умышленно или по неосторожности.