Перейти к основному содержанию

Статья 20.16 КоАП РФ. Незаконная частная детективная или охранная деятельность

Новая редакция Ст. 20.16 КоАП РФ

1. Незаконное осуществление частной охранной деятельности -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Незаконное осуществление частной детективной (сыскной) деятельности -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

3. Осуществление деятельности по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением установленных законом требований -

влечет наложение административного штрафа на руководителя учреждения в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

4. Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований -

влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на руководителей частных охранных организаций - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 20.16 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, общества, государства.

2. Объективная сторона части первой состоит в осуществлении частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии).

Правила осуществления частной детективной и охранной деятельности регламентируются Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2481-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Наличие специального разрешения является обязательным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности. Частная детективная и охранная деятельность это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов.

3. Объективная сторона части второй выражается в создании в организации службы безопасности без специального разрешения.

Организации вправе создавать организационно обособленные структуры для осуществления охранной и сыскной деятельности в целях обеспечения собственной безопасности. Сотрудники данных структур обязаны получить лицензию в соответствии с требованиями Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".

4. Объективная сторона части третьей заключается в осуществлении негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии).

Негосударственные образовательные учреждения могут осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для осуществления частной детективной и охранной деятельности лишь при наличии специального разрешения, условия получения которого предусмотрены действующим законодательством.

5. Объективная сторона части четвертой состоит в оказании частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований.

Пределы осуществления частной детективной и охранной деятельности и требования к этой деятельности четко очерчены в Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".

6. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, выступают граждане, должностные лица (руководители организаций), юридические лица.

7. С субъективной стороны правонарушения являются умышленными.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 20.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1, 2, 3 и 4 данной статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в ст.1 определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 4 Закона гласит: "Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в ч.2 ст.3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность (ст.6 Закона).

На основании ст.8 Закона частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность.

Учредители объединения для получения лицензии обязаны представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, сведения о характере и направлениях деятельности объединения, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии специальных, технических и иных средств, а также о потребности в них и учредительные документы.

Лицензия выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на три года и является основанием для государственной регистрации объединения по месту учреждения данного объединения. Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Министерством финансов РФ.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам, оказывающим услуги, указанные в ч.4 настоящей статьи, не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Гражданину, получившему лицензию на оказание охранных услуг, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством РФ.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, характеризуется действием, в результате которого производилось осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии), в то время как п.3 ст.3 указанного Закона физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в п.1 этой статьи (если только эти действия не квалифицированы в соответствии с нормами УК).

3. Субъекты правонарушения ч.1 данной статьи - граждане и юридические лица, осуществившие частную детективную или охранную деятельность без лицензии.

4. Правонарушение, предусмотренное ч.1 данной статьи, может быть совершено только в форме умысла (вина юридических лиц определяется в соответствии с нормами КоАП РФ).

5. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, составляет действие, в результате которого в организации создается служба безопасности без специального разрешения (лицензии).

6. Субъекты правонарушения, предусмотренного ч.2 рассматриваемой статьи, - руководители организации, в которой без лицензии была создана служба безопасности.

7. Правонарушение, предусмотренное ч.2 данной статьи, характеризуется умыслом.

8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 комментируемой статьи, выражается в противоправном действии, осуществляемом негосударственными образовательными учреждениями, по подготовке и переподготовке кадров для частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии).

9. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.3 данной статьи, являются руководители учреждений, осуществляющих подготовку или переподготовку кадров для частной детективной или охранной деятельности без лицензии.

10. Правонарушение, предусмотренное ч.3 комментируемой статьи, совершается в форме умысла.

11. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.4 данной статьи, характеризуется действием по оказанию частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований (если оно не подпадает под действие норм УК).

Виды услуг, осуществляемые в частной детективной и охранной деятельности, перечислены в ст.3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

12. Субъекты правонарушения, предусмотренного ч.4 рассматриваемой статьи, - частные детективы, охранники, руководители частных детективных или охранных организаций, оказавшие частные детективные или охранные услуги, либо не предусмотренные законом, либо с нарушением установленных законом требований (если они не несут ответственности в соответствии с УК).

13. Правонарушение, предусмотренное ч.4 данной статьи, может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.