Перейти к основному содержанию

Статья 19.19 КоАП РФ. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений

Новая редакция Ст. 19.19 КоАП РФ

1. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Установление должностными лицами, осуществляющими государственный метрологический надзор, требований, не соответствующих законодательству об обеспечении единства измерений в части испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверки средств измерений, аттестации методик (методов) измерений, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об отнесении технических средств к средствам измерений, об утверждении типа стандартных образцов и (или) типа средств измерений либо нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по аккредитации в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.19 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора в сфере обеспечения требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и единства измерений.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.19, выражается в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также в уклонении от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. Критерии и правила стандартизации регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Нормативно-правовое регулирование в данной сфере также осуществляет Министерство промышленности и энергетики РФ. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 комментируемого Кодекса, образуют самостоятельные составы административных правонарушений.

3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.19, выражается:

- в реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствии которым она сертифицирована;

- в реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция;

- в недоведении вышеуказанных сведений до потребителя (покупателя, заказчика);

- в представлении недостоверных результатов испытаний продукции;

- в необоснованной выдаче сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" устанавливает Перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации. Нарушение правил обязательной сертификации, предусмотренное статьей 13.6, частью 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4 и 20.14 комментируемого Кодекса, образует самостоятельные составы административных правонарушений.

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 19.19, состоит:

- в нарушении правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле;

- в выпуске, продаже, прокате или применении средств измерений, типы которых не утверждены;

- в применении неповеренных средств измерений.

Правила обеспечения единства измерений регламентируются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений".

5. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.19, выступают должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушения совершаются умышленно.

7. Правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 19.19, рассматривают мировые судьи и судьи арбитражных судов, частью 3 - главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, их заместители. Правонарушения, предусмотренные статьей 19.19, рассматриваются должностными лицами органов российской транспортной инспекции в части промышленного железнодорожного транспорта, не входящего в систему федерального железнодорожного транспорта.

8. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.19, уполномочены должностные лица органов внутренних дел; частями 1 и 2 статьи 19.19 - должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора, должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации; частью 1 - должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки

Другой комментарий к Ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения, закрепленного в ст.19.19, - права и законные интересы граждан, государственный порядок управления в сфере подтверждения соответствия продукции, услуг и иных объектов в РФ, установленных Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг", Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обеспечении единства измерений", Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О стандартизации", иными нормативными актами.

2. Объективная сторона правонарушения, закрепленного в ч.1 ст.19.19, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации) хранении, транспортировании либо утилизации продукции; к нарушению обязательных требований приравнивается непредставление субъектами хозяйственной деятельности продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

3. К обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования, установленные законодательством РФ, для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг.

4. Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством РФ.

5. С субъективной стороны правонарушение, установленное в ч.1 ст.19.19, может быть совершено умышленно: лицо знает, сознает противоправный характер действий (бездействия), связанных с нарушением государственных стандартов, желает этого, допускает либо безразлично относится к их соблюдению.

Слово "уклонение" подчеркивает умышленный характер действия (бездействия) и предполагает невыполнение законного настойчивого, неоднократного требования о представлении продукции, документов или иных сведений, свидетельствующее о проявлении явного неуважения к органам, осуществляющим государственный контроль и надзор в этой сфере.

6. Ответственность по ч.1 ст.19.19 наступает за исключением случаев, когда правонарушение предусмотрено специальной нормой. Так, производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, квалифицируется по ст.6.14.

7. Объективная сторона правонарушения, установленного в ч.2 ст.19.19, характеризуется (действием, бездействием) и выражается в нарушении правил обязательной сертификации. Противоправные действия (бездействия) проявляются:

в реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована;

в реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии) или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведения этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика);

в представлении недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованной выдаче сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

8. Сертификат соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, действующим в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством РФ.

9. Правонарушение, предусмотренное диспозицией ч.2 настоящей статьи, квалифицируется в случаях, если нет специальных норм. Так, ответственность за использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи наступает по ст.13.6 КоАП РФ; поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции - по ч.2 ст.14.16.

10. Субъективная сторона комментируемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо, зная, сознавая противоправный характер реализации продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии) или без знака соответствия, желает этого, либо допускает, или безразлично относится к соблюдению правил обязательной сертификации.

11. Диспозиция ч.3 ст.19.19 предусматривает административную ответственность за нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений.

Единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

Государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории РФ.

Нормативные документы по обеспечению единства измерений - государственные стандарты, применяемые в действующем порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации.

Поверка средства измерений - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений техническим требованиям.

Калибровка средства измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

Сертификат об утверждении типа средств измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющим, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Аккредитация на право поверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений - документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Сертификат о калибровке - документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки средства измерений, который выдается организацией, осуществляющей калибровку.

12. Субъективная сторона правонарушения, установленного в ч.3 ст.19.19, характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, сознает противоправный характер действия (бездействия), желает этого, допускает его наступление, либо безразлично относится к соблюдению правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерения, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм.

13. Субъектами комментируемого правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, виновные в нарушении обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушении требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.