Перейти к основному содержанию

Статья 19.14 КоАП РФ. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих

Новая редакция Ст. 19.14 КоАП РФ

Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.14 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством контроля (надзора) за соблюдением правил производства, использования, хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих. Правовую основу данных общественных отношений составляет Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Постановление Правительства от 28 сентября 2000 года N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведение соответствующей отчетности" и ряд других актов.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий.

Необходимо отличать данное правонарушение от норм уголовного законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение подобных правил. Статья 191 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в том случае, если данные предметы относятся к валютным ценностям. Если же эти предметы являются ювелирными бытовыми изделиями или ломом этих изделий, то нарушение правил обращения с ними квалифицируется по нормам законодательства об административных правонарушениях. Статья 192 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, в случае если это деяние совершено в крупном размере (если стоимость предметов, не сданных или не проданных государству, превышает двести пятьдесят тысяч рублей).

3. Субъектом правонарушения выступают должностные лица, юридические лица.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.14, уполномочены рассматривать органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих); органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять как должностные лица органов, рассматривающих данные дела, так и должностные лица органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, является право собственности на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия, их содержащие, а также порядок регулирования отношений по их извлечению, производству, использованию, обращению, получению, учету и хранению. Указанный порядок установлен Федеральным законом от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", а также Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г.

2. Объективную сторону составляют противоправные действия, направленные на нарушение установленного порядка. Контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляет Государственная пробирная палата - федеральное учреждение при Министерстве финансов РФ.

Установленный порядок в рассматриваемой сфере включает в себя: оценку и сертификацию драгоценных камней, драгоценных металлов и продукции из них; лицензирование деятельности по производству, использованию и обращению драгоценных металлов и драгоценных камней; обязательный учет по массе драгоценных металлов и драгоценных камней; обеспечение условий хранения.

Нарушение или неисполнение одного или нескольких из указанных требований и составляют объективную сторону данного правонарушения.

Обязательным элементом объективной стороны рассматриваемого правонарушения является место его совершения. Ответственность наступает только в случаях, если противоправные действия были совершены в организациях, выполняющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими.

3. Субъектом комментируемого правонарушения признаются должностные лица организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, и юридические лица.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.