Перейти к основному содержанию

Статья 18.14 КоАП РФ. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации

Новая редакция Ст. 18.14 КоАП РФ

1. Непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями, -

влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Непринятие лицом, пересекающим по частным делам Государственную границу Российской Федерации, мер по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями в случае, если указанное деяние не являлось пособничеством в преступлении, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Комментарий к Статье 18.14 КоАП РФ

Иностранные транспортные организации при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно не вправе без соответствующего разрешения осуществлять высадку (посадку) людей.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров, которые запрещены законодательством РФ к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации), а при необходимости также таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других видов контроля (ст. 11 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

В случае обнаружения в пункте пропуска через Государственную границу РФ транспортных средств, принадлежащих иностранному перевозчику и нарушивших правила международных договоров Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, а также требований законодательства РФ в области транспорта, они могут быть допущены для дальнейшего движения по территории РФ только после устранения таких нарушений (ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения").

Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами и пограничными войсками и таможенными органами. При этом доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости - запрещается (ст. 24 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

Другой комментарий к Ст. 18.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок пересечения Государственной границы РФ.

2. Надлежащий порядок въезда в Россию и выезда из нее установлен ст.6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Выезд из РФ и въезд в РФ российские граждане осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории России.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в РФ и выезде из нее предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Россией в этом качестве, а также российскую визу, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Этой же статьей определено, что контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Из данной обязанности вытекает, что перевозчик и уполномоченный им орган не должны продавать проездные документы в иностранное государство лицам, не имеющим действительной визы этого государства (или транзитной визы). Кроме того, они не имеют права регистрировать и осуществлять посадку в транспортное средств пассажиров при отсутствии у них указанных виз.

Физическое лицо, пересекающее Государственную границу РФ на транспортном средстве по частным делам, также должно принять меры по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом для незаконного пересечения государственной границы.

3. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие:

транспортная или иная организация, осуществляющая международную перевозку, не принимает входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного выезда из РФ (ч.1 рассматриваемой статьи);

физическое лицо, пересекающее на своем транспортном средстве Государственную границу РФ по частным делам, не принимает мер по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом для незаконного пересечения государственной границы (ч.2 рассматриваемой статьи).

При этом законодатель установил ответственность за непринятие мер как в случае, если оно повлекло незаконное пересечение Государственной границы РФ одним или несколькими нарушителями, так и в случае, если правонарушение не было окончено, т.е. при попытке незаконного пересечения.

4. Субъектами правонарушения являются:

по ч.1 ст.18.14 - юридические лица (транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки);

по ч.2 ст.18.14 - физические лица, пересекающие на своем транспортном средстве Государственную границу РФ по частным делам.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.

При привлечении к ответственности транспортной или иной организации, осуществляющей международные перевозки, вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1.

При привлечении к ответственности физического лица по ч.2 данной статьи очевидна неосторожная форма вины. Указанное лицо предвидит возможность того, что непринятие им мер по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом может привести к незаконному пересечению (попытке пересечения) Государственной границы РФ, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этого, либо не предвидит возможности незаконного пересечения границы, хотя должно было и могло это предвидеть.

При установлении умысла в непринятии мер по предотвращению использования транспортного средства другим лицом необходимо особенно тщательно проверять, не идет ли речь о соучастии в совершении уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена ст.322 УК. В такой ситуации лицо может выступать в качестве пособника, содействующего путем предоставления транспортного средства, в незаконном пересечении Государственной границы РФ.