Перейти к основному содержанию

Статья 17.13 КоАП РФ. Незаконное распространение сведений о защищаемых лицах

Новая редакция Ст. 17.13 КоАП РФ

1. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной защите требований по обеспечению конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Сбор, передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных судей, прокурорских работников, следователей, лиц, производящих дознание, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, сотрудников органов федеральной службы безопасности, сотрудников органов государственной охраны, сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов или учреждений уголовно-исполнительной системы, сотрудников таможенных органов или сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением такими лицами общественного долга либо персональных данных близких таких лиц, совершенные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 17.13 КоАП РФ

1. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов" (Российская газета. 2004. 31 августа) устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

В соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона государственной защите подлежат:

1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры;

3) следователи;

4) лица, производящие дознание;

5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

6) сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

6.1) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

6.2) военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;

7) сотрудники органов федеральной службы безопасности;

8) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

9) судебные исполнители;

10) работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

11) сотрудники федеральных органов государственной охраны;

12) работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.

В соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами Российской Федерации защищаемым лицам обеспечиваются следующие виды государственной защиты:

1) применение уполномоченными на то государственными органами (далее - органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

В соответствии с комментируемым Законом для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться следующие меры безопасности с учетом конкретных обстоятельств:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

На основании статьи 6 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов" (Российская газета. 2004. 31 августа) регулируются вопросы личной охраны, охраны жилища и имущества. В частности, при установлении данных, свидетельствующих о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, с их согласия органами, обеспечивающими безопасность, осуществляется их личная охрана, охрана их жилища и имущества.

При необходимости жилище и имущество защищаемых лиц могут быть оборудованы средствами противопожарной и охранной сигнализации, номера их телефонов и государственные регистрационные знаки используемых ими транспортных средств могут быть заменены.

С учетом степени угрозы для жизни и здоровья защищаемых лиц органы, обеспечивающие безопасность, могут выдавать указанным лицам оружие, в том числе служебное или боевое, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.

Порядок выдачи оружия защищаемым лицам, за исключением лиц, имеющих право на ношение и хранение оружия в соответствии со своим должностным положением, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае необходимости применения оружия защищаемые лица должны соблюдать требования статьи 24 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.12.2006) "Об оружии" (Российская газета. 2006. 1 января): "Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам".

Также в соответствии с комментируемым Законом в случае необходимости защищаемые лица, достигшие совершеннолетия, могут быть с их согласия, а несовершеннолетние - с согласия родителей или лиц, их заменяющих, помещены в места, в которых им будет обеспечена безопасность.

По решению органа, обеспечивающего безопасность, может быть наложен временный запрет на выдачу данных о личности защищаемых лиц, их месте жительства и иных сведений о них из адресных бюро, паспортных служб, органов милиции, уполномоченных осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, справочных служб автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов, за исключением случаев, когда такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу.

При этом комментируемый Федеральный закон в статье 12 устанавливает органы, обеспечивающие безопасность, на которых возлагается применение и осуществление мер безопасности:

1) в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, указанных в части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, а также их близких - на органы внутренних дел;

2) в отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также их близких - на указанные органы соответственно;

В органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и федеральных органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно их близких осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.

Также следует обратить внимание на уголовную ответственность, закрепленную в статье 311 Уголовного кодекса <159>, - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
--------------------------------
<159> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2006) // СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.

Другой комментарий к Ст. 17.13 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

Меры государственной защиты применяются при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Обеспечение государственной защиты состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты.

В Законе дан перечень лиц, подлежащих государственной защите, и мер этой защиты. В рамках комментируемой статьи нас интересуют только должностные лица правоохранительного и контролирующего органа либо их близкие. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, влекут уголовную ответственность (ст.311 УК).

По смыслу ст.17.13 КоАП РФ, к должностным лицам правоохранительного и (или) контролирующего органа относятся: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов контрразведки; сотрудники федеральных органов налоговой полиции; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации, Счетной палаты РФ, органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений, а также близкие перечисленных лиц.

Федеральный закон определяет виды государственной защиты, к ним относятся:

применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

В рассматриваемой статье Кодекса законодатель четко определил вид государственной защиты, т.е. меры безопасности.

Федеральный закон в качестве мер безопасности указывает: личную охрану, охрану жилища и имущества; выдачу оружия, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замену документов, изменение внешности.

При установлении данных, свидетельствующих о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, с их согласия органами, обеспечивающими безопасность, осуществляются их личная охрана, охрана их жилища и имущества.

При необходимости жилище и имущество защищаемых лиц могут быть оборудованы средствами противопожарной и охранной сигнализации, номера их телефонов и государственные регистрационные знаки используемых ими транспортных средств могут быть заменены.

С учетом степени угрозы для жизни и здоровья защищаемых лиц органы, обеспечивающие безопасность, могут выдавать указанным лицам оружие, в том числе служебное или боевое, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.

Порядок выдачи оружия защищаемым лицам, за исключением лиц, имеющих право на ношение и хранение оружия в соответствии со своим должностным положением, устанавливается Правительством РФ.

В случае необходимости защищаемые лица могут быть с их согласия помещены в места, в которых им будет обеспечена безопасность, и т.д.

К органам, обеспечивающим безопасность, относятся: органы внутренних дел; органы контрразведки, таможенные органы, федеральные органы государственной охраны, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральные органы налоговой полиции.

В органах внутренних дел, органах контрразведки, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, федеральных органах налоговой полиции и федеральных органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно их близких осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.

2. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с примененными уполномоченными органами мерами безопасности в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

Разглашения сведений о мерах безопасности, примененных в отношении указанных должностных лиц, может повлечь за собой нежелательные последствия для защищаемых лиц, а равно привести к ознакомлению населения со служебными секретами относительно приемов и методов деятельности соответствующих органов по обеспечению мер безопасности.

3. Объективная сторона комментируемого административного правонарушения выражается в действиях, т.е. в предании гласности сведений о примененных мерах безопасности, которые могут быть совершены как в устной, так и в письменной форме.

Административное правонарушение рассматривается как оконченное с момента передачи информации о примененных мерах безопасности другому лицу или нескольким лицам, которые не относятся к работникам органа, обеспечивающего безопасность должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, и не осведомлены об этом в связи с участием в мероприятиях по обеспечению безопасности указанных лиц.

4. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть только лица, которым сведения о примененных мерах безопасности были доверены или стали известны в связи со служебной деятельностью. Это, в первую очередь, должностные лица органов внутренних дел, налоговой полиции, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны и пограничной службы, командования воинских частей и начальники соответствующих военных учреждений, обеспечивающие мероприятия по осуществлению безопасности защищаемых лиц.

Кроме того, субъектами данного преступления могут быть должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в учреждениях и организациях, которым были направлены решения органов, обеспечивающих безопасность (руководители и служащие адресных бюро, паспортных служб, подразделений ГИБДД, справочных службы автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов).

5. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умыслом, но оно может быть совершено и по неосторожности, когда правонарушитель предвидел возможности наступления вредных последствий своего действия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности их наступления, хотя должен был и мог предвидеть.

Новый комментарий с пояснениями (расшифровка) к статье 17.13 КоАП РФ

Статья 17.13. Незаконное распространение информации о лицах, которым предоставляется государственная защита.

  1. Нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной защите, относительно обеспечения конфиденциальности информации о лицах, которым предоставляется государственная защита, а также их имуществе, если такие действия или бездействие не являются уголовно наказуемыми преступлениями, подлежит административному наказанию. Гражданам, совершившим такие нарушения, может быть наложен административный штраф в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а должностные лица могут быть оштрафованы в размере от 100 000 до 300 000 рублей или дисквалифицированы на срок до трех лет. Юридические лица могут быть оштрафованы в размере от 300 000 до 500 000 рублей.
  2. Сбор, передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных судей, прокурорских работников, следователей, дознавателей, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, сотрудников органов федеральной службы безопасности, сотрудников органов государственной охраны, сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, таможенных органов или сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга, или персональных данных близких к этим лицам, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, если такие действия или бездействие не являются уголовно наказуемыми преступлениями, также подлежат административному наказанию. Гражданам, совершившим такие нарушения, может быть наложен административный штраф в размере от 20 000 до 40 000 рублей, должностным лицам - от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет, индивидуальным предпринимателям - от 100 000 до 200 000 рублей, а юридическим лицам - от 200 000 до 300 000 рублей.