Перейти к основному содержанию

Статья 14.27 КоАП РФ. Нарушение законодательства о лотереях

Новая редакция Ст. 14.27 КоАП РФ

1. Проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Неопубликование годового отчета о проведении лотереи, несоблюдение требований, предъявляемых к лотерейным билетам, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 14.27 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в области организации и проведения лотерей. Комментируемая статья направлена на соблюдение порядка организации и проведения лотерей на территории РФ.

Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на установленный в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон) порядок организации и проведения лотерей.

В соответствии со ст. 2 Закона лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Таким органом в настоящее время является Федеральная налоговая служба.

Разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения (Правила подготовки и представления документов для получения разрешений на проведение всероссийских государственных лотерей, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338).

В выдаче разрешения на проведение лотереи может быть отказано по одному из следующих оснований:

1) несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям Закона;

2) представление заявителем недостоверных сведений;

3) наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;

4) возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).

Постановлением Правительства от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" установлено, что Федеральная налоговая служба выдает разрешения на проведение всероссийских лотерей, рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей, ведет единый государственный реестр лотерей и государственный реестр всероссийских лотерей, осуществляет контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Кроме того, следует учитывать Правила осуществления контроля за проведением государственных лотерей и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования, утвержденные Приказом Минфина от 16 сентября 2004 г. N 83н. Правила устанавливают порядок осуществления контроля за проведением государственных лотерей и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования, в том числе за целевым использованием выручки от проведения этих лотерей и соответствием лотерей их условиям и действующему законодательству.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в проведении лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления (ч. 1 комментируемой статьи); несвоевременном перечислении целевых отчислений от лотереи, а также их направлении на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях (ч. 2 комментируемой статьи); отказе в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи (ч. 3 комментируемой статьи).

3. Практику применения комментируемой статьи можно проиллюстрировать следующим примером. Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому обратилась в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя (далее - предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.27 КоАП, а именно: за проведение стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления.

Судом установлено, что предприниматель решила провести акцию "Волшебная десятка" с предоставлением покупателям скидки в размере 10% и вручением подарков.

По условиям акции ее участником становится каждый покупатель, совершивший единовременную покупку на сумму от 1000 руб., при этом покупатель заполняет выданный ему талон акции, где он указывает фамилию, имя, отчество и контактный телефон.

Оценивая обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что поскольку право на участие в проводимой акции напрямую связано с внесением платы в виде совершения единовременной покупки на сумму 1000 руб., акция не является стимулирующей лотерей.

Вместе с тем вывод суда является ошибочным.

Согласно ст. 2 Закона N 138-ФЗ "О лотереях" лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

В данном случае это талон акции.

И поскольку стимулирующая лотерея есть лотерея, призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи и право на участие в нем не связано с внесением платы, лотерею, проведенную предпринимателем, следует признать стимулирующей.

При этом покупка товара стоимостью не менее 1000 руб. не может рассматриваться как плата, за счет которой формируется призовой фонд, а является лишь приобретением товара, участие же в лотерее оформляется талоном.

Таким образом, поскольку предпринимателем была проведена стимулирующая лотерея без направления уведомления о ее проведении в уполномоченный орган, в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.27 КоАП.

4. В соответствии со ст. 10, 11 Закона организатор обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в размере, который предусмотрен условиями лотереи, но не может составлять менее 10% от лотерейной выручки, для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов, туризма, экологическое развитие), а также для осуществления благотворительной деятельности. Направление целевых отчислений на иные цели либо их несвоевременное перечисление является основанием для привлечения к ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

5. Обязательным условием проведения лотереи является выплата, передача или предоставление выигрыша выигравшим участникам. Согласно подп. 10 п. 2 ст. 8 Закона "О лотереях" одним из условий лотереи, которые утверждаются ее организатором, являются порядок и сроки получения выигрышей.

6. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются организаторы лотерей - граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также должностные лица.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 комментируемой статьи, являются юридические лица и должностные лица.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

8. Проверка соответствия государственных и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования, их условиям и действующему законодательству осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти (уполномоченным органом местного самоуправления) по представленным отчетам организаторов (операторов) государственной лотереи (негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования).

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год по утвержденному уполномоченным органом плану.

Внеплановая проверка может проводиться в случае:

необходимости проверки достоверности представленных сведений;

получения от органов государственной власти (органов местного самоуправления) информации о нарушении организатором (оператором) государственной лотереи, негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования, условий лотереи и действующего законодательства;

обращения участников лотереи с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

При проведении проверки организатор (оператор) государственной лотереи (негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования) обязан представить документы, сведения и объяснения, необходимые для ее проведения.

Организатор (оператор) государственной лотереи (негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования) обязан предоставить беспрепятственный доступ проверяющих к необходимой документации, к лотерейному оборудованию и обеспечить условия проведения проверки и присутствие соответствующих должностных лиц.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается органу, уполномоченному на проведение проверки, второй - организатору государственной лотереи (организатору негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования).

В случае выявления при проведении государственной всероссийской лотереи нарушения условий лотереи, а также требований законодательства РФ Федеральная налоговая служба сообщает о выявленных нарушениях федеральному министерству, в ведении которого находится федеральное агентство - организатор всероссийской государственной лотереи, с предложениями об устранении выявленных нарушений и установлении срока их устранения.

При неустранении выявленных нарушений в установленный срок Федеральная налоговая служба обращается в Министерство финансов РФ с проектом письма в адрес федерального министерства, в ведении которого находится федеральное агентство - организатор всероссийской государственной лотереи, и федерального агентства - организатора всероссийской государственной лотереи с предложением о расторжении соглашения между организатором всероссийской государственной лотереи и оператором лотереи.

При выявлении нарушения условий проведения государственной региональной лотереи, а также требований законодательства РФ и субъекта РФ уполномоченный на проведение проверки орган исполнительной власти субъекта РФ сообщает о выявленных нарушениях в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с предложением проекта решения об устранении выявленных нарушений или приостановлении (отмене) решения на проведение государственной региональной лотереи.

При выявлении нарушения условий проведения негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования, а также требований законодательства РФ и субъекта РФ уполномоченный орган местного самоуправления сообщает о выявленных нарушениях в соответствующие органы местного самоуправления муниципального образования с предложением решения об устранении выявленных нарушений или приостановлении (отмене) решения на проведение негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования.

Другой комментарий к Ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Комментарий к статье 14.27 КоАП в процессе написания. Заходите позже.