Перейти к основному содержанию

Статья 14.20 КоАП РФ. Нарушение законодательства об экспортном контроле

Новая редакция Ст. 14.20 КоАП РФ

1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 14.20 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - отношения органов государственной власти РФ и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Экспортный контроль - это комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля установлены Федеральным законом от 18 июля 1999 г. 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон).

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий:

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 1 комментируемой статьи);

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией) (ч. 1 комментируемой статьи);

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 КоАП (ч. 1 комментируемой статьи);

несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов (ч. 2 комментируемой статьи).

Согласно ст. 19 Закона внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники) иностранному лицу, подлежат лицензированию.

На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии, то есть лицензии с указанием количества товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, на экспорт которых разрешается выдача генеральных лицензий, устанавливаются Правительством РФ.

Генеральная лицензия может выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему внутрифирменную программу экспортного контроля и получившему в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации.

В соответствии со ст. 22 Закона лицензии или разрешения выдаются соответствующим государственным органом на основании письменных заявлений российских лиц, совершающих указанные операции.

Лицензия или разрешение могут устанавливать дополнительные условия осуществления внешнеэкономических операций, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, являющимся объектами таких операций.

Лицензия или разрешение могут использоваться их законным владельцем только для совершения той внешнеэкономической операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на осуществление которой такие лицензия или разрешение были выданы.

3. Субъекты данного правонарушения - российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - участник внешнеэкономической деятельности, их работники - должностные лица или граждане, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

5. В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ в области экспортного контроля при наличии оснований полагать, что указанное законодательство не соблюдается или соблюдается не в полной мере, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля вправе назначать или проводить в пределах своей компетенции проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Инструкция по организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждена Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 31 января 2006 г. N 36.

При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности должностные лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля имеют право:

требовать безвозмездного предоставления любых документов (в том числе банковских и таможенных) и информации, необходимых для выполнения указанными должностными лицами своих функций, и знакомиться с такими документами и информацией;

получать от лиц, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется, справки, объяснения в письменной и устной формах;

получать документы, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства РФ в области экспортного контроля;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

вносить предписания, обязывающие лица, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется, устранить выявленные нарушения, а также устанавливать сроки устранения таких нарушений;

осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Действия должностных лиц специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности не должны причинять неправомерный ущерб лицам, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется.

Полученная в ходе таких проверок информация является конфиденциальной.

Другой комментарий к Ст. 14.20 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения - политические, экономические, военные интересы РФ, безопасность государства, интересы российских участников внешнеэкономической деятельности, порядок экспортного контроля, установленные федеральными законами: от 18 июня 1999 г. "Об экспортном контроле", от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", от 19 июля 1998 г. "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", иными федеральными законами и подзаконными актами РФ.

2. Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом об экспортном контроле, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

3. Контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсичное оружие.

Средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

4. К мерам экспортного контроля относятся внутрифирменные программы экспортного контроля, проверки финансово-хозяйственной деятельности, государственная экспертиза, учет внешнеэкономических сделок, идентификация контролируемых товаров и технологий, ограничение, запрет и др.

Так, установлено, что российским лицам запрещено заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.

В целях обеспечения соблюдения законодательства в области экспортного контроля осуществляется лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля. Документы, относящиеся к внешнеэкономическим сделкам с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ. Порядок и форма учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля определяются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

5. Объективная сторона ч.1 ст.14.20 характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль:

без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна);

с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией);

с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Лицензией признается специальное разрешение на конкретный вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В лицензии или разрешении на осуществление внешнеэкономических операций указываются: наименование лицензирующего органа; наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя; лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Под дополнительными условиями понимаются специальные требования, предъявляемые к товарам, информации, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, являющимся объектами внешнеэкономических операций (ст.22 Федерального закона об экспортном контроле).

Под незаконным получением лицензии (разрешения) следует понимать ее получение на основании представленных документов, содержащих недостоверные, искаженные, неполные сведения в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций.

6. Правонарушение квалифицируется по ч.2 ст.14.20, если правонарушение характеризуется несоблюдением установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушением сроков хранения соответствующих учетных документов.

7. Учитывая, что комментируемая статья является бланкетной, в каждом случае привлечения виновного к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, в форме прямого или косвенного умысла. Например, лицо осознает, что осуществляет внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной собственности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, без лицензии, желает этого.

9. Субъектом правонарушения выступают юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством РФ; должностные лица.