Перейти к основному содержанию

Статья 14.16 КоАП РФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Новая редакция Ст. 14.16 КоАП РФ

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратила силу.

Комментарий к Статье 14.16 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.

Согласно ст. 2 Закона:

этиловый спирт - это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец;

алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

спиртосодержащая продукция - это пищевая или непищевая с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

В соответствии со ст. 16 Закона и Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных и медицинских организациях;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

несовершеннолетним;

без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона (см. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе").

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.

Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

Субъекты РФ устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта разрешаются только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:

розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (ч. 1 комментируемой статьи);

поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч. 2 комментируемой статьи);

нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 комментируемой статьи);

нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч. 4 комментируемой статьи).

В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 "О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и отсутствующие на момент проверки налоговыми органами, впоследствии представляются в суд или в налоговые органы. При этом суды нередко освобождают нарушителей от ответственности, считая, что отсутствие указанных документов в момент проверки само по себе не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП, так как законодательством не дано толкование указанной нормы таким образом, что состав правонарушения образует отсутствие документов именно в торговой точке, где производилась реализация товара, а не у лица, его реализующего, и согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Зачастую в подобных случаях суды делают вывод, что, поскольку необходимые документы отсутствовали не в принципе, а не было обеспечено их нахождение в торговой точке, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

В этой связи территориальным налоговым органам целесообразно назначать административное расследование, в ходе которого выяснять, имеются ли не обнаруженные при проведении проверки документы.

Как разъяснено п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях", применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

3. Субъекты данного правонарушения - юридические лица и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП, имеют право, в соответствии со ст. 23.50 КоАП, налоговые органы (как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также, в соответствии со статьей 23.1 КоАП, судьи, в случае если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП, арбитражному суду неподведомственны, на что указано в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях".

Другой комментарий к Ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является установленный Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции", Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 августа 1995 г., другими нормативными актами, государственный порядок в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее качества, защиты экономических интересов РФ, защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей, а также государственный порядок управления.

2. Под этиловым спиртом следует понимать спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидрацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее.

3. Аналогичная продукция - пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом);

Алкогольная продукция подразделяется на: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива), коньячные напитки, виноматериалы.

4. Под спиртосодержащей продукцией понимается питьевая пищевая продукция (в том числе растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной), произведенная с использованием этилового спирта, из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

Виноматериалы - сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5% объема готовой продукции.

Этиловый питьевой спирт - ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95% объема готовой продукции.

5. С объективной стороны ч.1 ст.14.16 характеризуется действием; выражается в розничной продаже: этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть); спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

6. Предметом правонарушения является не любая продажа этилового спирта, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, а только продажа в розницу.

7. Под продажей, по смыслу данной статьи, следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому, согласно ст.492 ГК РФ, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

8. Объективная сторона правонарушения ч.2 комментируемой статьи проявляется в следующих действиях:

а) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов (п.9 ч.1 Правил);

б) поставке или розничной продаже без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции (п.6 упомянутых выше Правил);

г) поставке или розничной продаже без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

д) поставке или розничной продаже без справки в товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

е) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч.3 п.9 Правил).

9. Исходя из содержания ст. 506 ГК РФ, поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции представляет собой договор, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им алкогольную или спиртосодержащую продукцию покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

10. Розничная продажа представляет собой договор розничной купли-продажи (см. выше п.7).

11. Диспозиция ч.2 ст.14.16 является бланкетной. Она отсылает к нормам специальных нормативных актов, которыми определяются требования к поставке или розничной продаже алкогольной продукции. Поэтому в каждом конкретном случае привлечения виновного к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено. Перечень документов, удостоверяющих легальность производства этилового спирта и алкогольной продукции и контролирующих их прохождение от организации-производителя до потребителя на территории РФ, определяется постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. и включает в себя комплект следующей сопроводительной документации: копия сертификата соответствия, выданного территориальным органом Госстандарта России, заверенная печать владельца товара; товарно-транспортная накладная установленного образца в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозку товара; справка к товарно-транспортной накладной по форме, заполняемая при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяемая их печатями; акт об отгрузке и приемке вина и виноматериалов; при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявлять по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара. Все документы настоящего перечня, включая копии, должны быть заверены оригиналами оттисков печатей. Справка к товарно-транспортной накладной должна быть заполнена четко и разборчиво.

12. Административная ответственность по ч.3 ст.14.16 наступает за иные нарушения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е. за исключением тех, которые сформулированы в ч.1 и 2 настоящей статьи.

Иное нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции может проявляться, например:

в отсутствии информации, содержащей сведения на русском языке о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; об объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования;

в продаже спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения), в помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, и др.

13. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица, юридические лица.

14. Субъективная сторона характеризуется виной. Лицо знает, осознает, что нарушает правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и желает этого, либо безразлично относится к их соблюдению.