Перейти к основному содержанию

Статья 11.14 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов

Новая редакция Ст. 11.14 КоАП РФ

1. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 11.14 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов устанавливаются Министерством транспорта РФ (в отношении воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в отношении железнодорожного транспорта), а также Минобороны России (в отношении государственной авиации). Так, согласно Положению о Министерстве транспорта РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, данное Министерство устанавливает правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; определяет порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжелых грузов, а также опасных грузов.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте.

3. На воздушном транспорте порядок провоза крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается федеральными авиационными правилами, а также другими нормативными актами Минтранса России, а в отношении государственной авиации - Минобороны России, МЧС России и актами иных специально уполномоченных Правительством РФ органов, имеющих подразделения государственной авиации.

4. На морском транспорте согласно ст. 151 КТМ РФ груз может быть выгружен, уничтожен или обезврежен перевозчиком без возмещения отправителю убытков в случае, если груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе, сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные ему в результате погрузки такого груза. Фрахт за перевозку такого груза не возвращается. В случае если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик вправе взыскать его полностью. В случае если такой груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному судном с таким грузом.

5. На внутреннем водном транспорте в соответствии со ст. 86 КВВТ РФ опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в указанных случаях грузоотправителю не возвращается. В случае если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

В случае если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.

6. На железнодорожном транспорте правила перевозки грузов, перечисленных в комментируемой статье, определяются в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. МПС РФ 27 декабря 1994 г.

Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.

Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25.

7. Субъекты данного правонарушения - граждане и должностные лица.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 11.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Комментируемая статья закрепляет три состава административных правонарушений на транспорте - воздушном, водном, железнодорожном, посягающих на безопасность полетов, плавания и передвижения по железным дорогам. Непосредственным объектом всех трех правонарушений являются установленные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, обеспечивающие безопасность воздушного, водного и железнодорожного транспорта. Различия в объекте посягательства этих трех составов состоят только в том, на какой вид транспорта распространяются указанные правила.

2. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют противоправные деяния, нарушающие установленные на воздушном, водном, железнодорожном транспорте правила для перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Нарушения могут быть выражены в активных действиях либо в бездействии (неисполнении того, что предписано нормой права). Особенность объективной стороны комментируемых правонарушений - в виде транспорта, на котором совершаются названные противоправные деяния.

3. Субъектами всех трех составов являются граждане и должностные лица.

4. С субъективной стороны комментируемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.